Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Процесс очистки трубопровода «Дружба» от хлорорганических соединений (ХОС) займет 6–8 месяцев, сообщает ТАСС со ссылкой на заявление вице-президента «Транснефти» Сергея Андронова. 

«По нашим прогнозам, на это потребуется около шести-восьми месяцев. Нефть, соответствующая нормативным показателям, с 4 мая поступила на НПЗ Белоруссии, с 10 мая — в порт Усть-Луга, а с 23 и 29 мая соответственно через Украину в Словакию, Чехию и Венгрию», — сказал он. 

В настоящее время, по словам Андронова, общий объем некондиционной нефти, поставленной по нефтепроводной системе «Дружба» и через порт Усть-Луга, составил порядка 3 млн тонн.  

Откачка некачественной нефти из Белоруссии от Адамовой Заставы до Мозыря в направлении Унечи (Брянская область) начнется 1 июня, передают «Известия» со ссылкой на официального представителя «Транснефти» Игоря Демина. По его словам, компания действует в соответствии с планом по вытеснению нефти с повышенным содержанием ХОС. 

«Загрязненная нефть будет размещаться в свободных емкостях резервуарных парков дочерних обществ ПАО «Транснефть» с учетом планов поставки нефти, в соответствии с договорным обязательствами перед грузоотправителями, а также с учетом безопасности технологического процесса при транспортировке», — сказал Сергей Андронов в интервью изданию «Ъ», отвечая на вопрос, где и как будет размещена некачественная нефть, которая вернется в Россию.

Как отметил Андронов, в странах, где нефть останется, стоимость услуги хранения сырья в магистральных трубопроводных системах будет определена после окончательного уточнения объемов нефти с повышенным содержанием ХОС, а также предполагаемы сроков. «Это зависит, в том числе, от срока восстановления нормального режима работы магистральных нефтепроводов с момента начала поступления кондиционной нефти на территории данных государств», — добавил он.   

По его словам, вопрос компенсаций пострадавшим от «Дружбы» стоит рассматривать с учетом принятия или неприятия грузоотправителями предложения «Транснефти» по компенсации. «В случае отказать путь урегулирования только один — через суд», — сказал Андронов. 

Как сообщает издание «Евразия Daily», французская Total намерена добиваться компенсации убытков из-за ситуации с загрязнением нефти в трубопроводе «Дружба». Как заявил глава компании Патрик Пуянне, инцидент привел к снижению мощности НПЗ Total в Германии.

«Нефтеперерабатывающий завод Leuna в Германии, расположенный в конце трубопровода «Дружба», работает на половину мощности», — цитирует «Евразия Daily» слова Пуянне. 

По его словам, еще только предстоит оценить объем затрат, связанных с загрязнением нефти. «Кто будет платить за очистку? Упоминается значительная сумма, около $15 за баррель. В настоящий момент все смотрят друг на друга в поисках ответственного», — сказал Пуянне и добавил, что компания непременно будет добиваться возмещения убытков. 

«Окончательно очистить трубу, по заверениям «Транснефти», можно только через 6–8 месяцев. А с 25 апреля Россия уже теряет по $80 млн ежедневно. Финансовые потери здесь усугубляются еще и имиджевыми, потому что вся эта ситуация очень хорошо легла на то, что Россия всегда заявляла, что она — надёжный поставщик, а в результате получилось, что нет. В этой связи это серьезный ущерб не только коммерческий, но и имиджевый», — комментирует «Ъ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. 

«Лучший способ разрешить эту проблему заключается в том, что надо просто четко определить, кто именно виновен в ситуации, почему она вообще произошла и максимально добросовестно исключить повторение подобного в будущем», — уверен эксперт. 

Дивиденды «Транснефти» из-за загрязненной нефти могут снизиться на 9%, пишет агентство ПРАЙМ. «По данным «Ъ», средняя скидка при продаже грязной нефти из Усть-Луги составила $10 за баррель и должна быть компенсирована трейдерам «Транснефтью». По оценке издания, если усредненная «скидка» на весь объем загрязненной нефти составит $10 за баррель, то «Транснефти» придется компенсировать примерно $315 млн. Косвенные расходы, возникающие из-за простоя НПЗ и связанных с этим потерь российские компании по условиям поставки нефти возмещать не обязаны», — рассуждают аналитики ВТБ Капитал.

«Озвученная цифра в $315 млн составляет 4% от EBITDA компании, прогнозируемой нами на 2019 год. Окончательная сумма компенсации в данный момент обсуждается. Как бы то ни было, мы видим определенные риски для наших прогнозов финансовых показателей «Транснефти», в частности связанные с возможным созданием резерва для отражения потенциальных убытков, вызванных данным инцидентом», — комментируют аналитики ПРАЙМ. 

«По нашим оценкам, если «Транснефть» учтет потери в размере $315 млн при расчете нормализованной чистой прибыли (является базовой для расчета дивидендов компании), дивиденды «Транснефти» за 2019 год могут теоретически снизиться на 9%, до 11 143 руб. за акцию (при выплате 50% от нормализованной чистой прибыли), что предполагает дивидендную доходность в размере 7%. В целом, на наш взгляд, это негативная новость с точки зрения восприятия компании рынком», — заключают эксперты. 

Кристина Кузнецова