«Миром будут править керосинщики», — говорил великий русский писатель Федор Достоевский. Именно в Первую Мировую войну стало ясно, какое огромное значение имеет нефть в войне. По мнению историка Курта Лика, «исход Первой Мировой войны был решен во многом благодаря нефти — нефть и двигатель внутреннего сгорания изменили представление о маневренности. В прежних войсках все решала сеть железных дорог и уголь. Добившись в них преимуществ, немцы были уверены в победе. Но к концу войны грузовик победил локомотив».

Сенатор Беранже, директор французского Генерального комитета по топливу, был еще красноречивее и при этом конкретнее: «Кровь земли» — нефть — была «кровью победы». Германия недостаточно учла наше преимущество в нефти. Если бы немцам удалось проникнуть в Баку и захватить неисчерпаемые нефтяные ресурсы этого района и богатейшие житницы смежных областей, война продолжалась бы до бесконечности». 

И я, пожалуй, соглашусь с мсье Беранже. Летом 1918 года британские корабли вошли в Мурманск, Архангельск, Ревель (нынешний Таллин), Севастополь, Батуми, Баку и Владивосток. В советских учебниках истории говорилось по этому поводу: «Войска четырнадцати государств Антанты вместе с белыми армиями пытались задушить молодую Советскую республику». 

Да, наверно, такая задача ставилась, но все же основной целью англичан было недопущение в стратегические пункты главного врага — немцев. А вторжение на юг бывшей Российской империи было обусловлено только одним — стремлением взять под контроль бакинскую нефть. И это было сделано — высадив в Баку первый десант 6 августа 1918 года, уже под занавес войны, англичане, вытеснив турецкий экспедиционный корпус, захватили абсолютно всё, имеющее отношение к нефти — нефтепромыслы, трубопроводы, грузовые терминалы, наливной флот на Каспии, стратегическую железную дорогу Баку — Батуми, магистральный нефтепровод вдоль этой трассы, батумский нефтепорт. Заодно англичане прибрали к рукам и важные объекты на противоположном берегу Каспия — порт Красноводск и нефтепромысел Челекен.

При этом отмечу, что англичане грабили бакинских нефтяников не очень сильно, закупая у них нефть и нефтепродукты всего на 20-25% ниже цен мирового рынка, объясняя скидку затратами на оккупацию территории. 

Всего за 16 месяцев, с августа 1918 по ноябрь 1919 года, англичане вывезли из Баку через Батуми около полутора миллионов тонн нефти и нефтепродуктов (керосина, бензина и мазута) – то есть, практически весь объем добычи и переработки. В течение этого периода вся английская эскадра в Черном и Средиземном морях вплоть до Гибралтара использовала, в основном, бакинское горючее – в частности, 85% всего мазута, вывезенного из Батуми, поступало напрямую в адрес британского военно-морского командования. 

 Летом 1919 года Англия постепенно начала вывод регулярных войск с окраин развалившейся Российской империи. Английский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж объяснил это так: «Положение в России очень скверное — неизвестно, кто берет верх, но надежда на то, что большевистское правительство падет, не оправдалась. Мысль о том, чтобы уничтожить большевизм военной силой – безумие. Военный поход против большевиков сделает Англию большевистской и приведет в Лондон Совет народных депутатов».

В ноябре 1919 года англичане ушли из Баку, а еще через полтора года — из явно понравившегося им субтропического Батуми.

Без английских штыков правительство Азербайджанской Демократической Республики (АДР), продержалось всего полгода. Кстати, в нынешнем Азербайджане память о первой республике чтут — например, государственный флаг и гимн Азербайджана являются историческим наследием АДР. И это правильно, поскольку Азербайджанская Демократическая Республика была очень прогрессивным образованием — первым светским демократическим государством исламского мира.