К моменту распада Советского Союза в стране было около 100 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, 572 нефтеперекачивающие станции, 265 аварийно-восстановительных пунктов, 17 региональных управлений, три специализированные организации по предупреждению и ликвидации аварий, два аварийных поезда, трест по диагностике и восстановлению подводных переходов («Подводтрубопровод») и проектный институт «ГИПРОтрубопровод». Общая численность работающих составляла 60 тыс. человек, средняя дальность перекачки — 2,5 тыс. км. Всем этим обширным хозяйством ведало Главное производственное управление по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР. 

После отделения республик в распоряжении России осталось 70 процентов трубопроводных сетей, насосных мощностей и  резервуарного парка. В августе 1993 года постановлением правительства России была учреждена акционерная компания «Транснефть» со 100-процентным участием государства.

Поскольку в девяностые годы получение экспортной квоты на нефть стало, наверно, самым прямым и быстрым путем к богатству, работа  «Транснефти» была окружена плотным флером скандальности и коррупциогенности. Назначенный в 1999 году президентом компании Семен Вайншток первым делом настоял, чтобы экспортные квоты распределялись решением правительства и были фиксированными в течение года. Это стабилизировало работу системы и отсекло от нее недобросовестных и криминализированных поставщиков.

В 2000 году возобновилось трубопроводное строительство. Первой постсоветской стройкой стала прокладка 300-километрового нефтепровода в обход территории Чечни, что повысило надежность транзита азербайджанской нефти по маршруту Баку — Новороссийск. Одновременно к этой магистрали был проложен трубопровод от Махачкалы, и там появилась возможность принимать казахстанские и туркменские танкеры и затем отправлять сырье в Новороссийск, на морской экспортный терминал Шесхарис. В следующем году 260-километровый нефтепровод Суходольная – Родионовская обеспечил транспортировку нефти в обход Украины. Затем была проведена масштабная реконструкция трубопровода Уса — Ухта, существенно увеличившая объем прокачки.

Ну, а потом от решения тактических задач «Транснефть» перешла к стратегическим: настал период крупных строек — Каспийского трубопроводного консорциума, Балтийской трубопроводной системы и магистрали «Восточная Сибирь — Тихий океан». О КТК мы уже рассказывали в выпуске, посвященном казахстанской нефтянке, а о БТС и ВСТО разговор еще впереди.

В 2007 году к «Транснефти» присоединилась госкомпания «Транснефтепродукт» — разветвленная сеть нефтепродуктопроводов общей протяженностью около 20 тыс. км. После этого началась реализация двух масштабных проектов по увеличению объемов прокачки дизельного топлива на экспорт — «Север» (через терминал Приморск на Балтике) и «Юг» (через Самару, Волгоград и Тихорецк в Новороссийск).

Тогда же, в 2007 году, руководителем «Транснефти» стал Николай Токарев, бывший сослуживец Владимира Путина. Можно сказать, что тем самым был подтвержден особый стратегический статус госмонополии.

В 2017 году пущены в эксплуатацию 900-километровый трубопровод Заполярье — Пурпе — Самотлор пропускной способностью 45 млн тонн нефти в год и 700-километровая магистраль Куюмба — Тайшет с объемом прокачки 15 млн тонн нефти в год. Их главной задачей стала транспортировка нефти с крупных северных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края, а также связывание трубопроводных систем западного и восточного направлений. 

Занимается «Транснефть» и, скажем так, смежной деятельностью. Например, компания владеет контрольным пакетом Новороссийского и Приморского портов, через которые проходит 75% нефтеэкспорта в Европу. Кроме того, в рамках программы импортозамещения «Транснефть» построила в Челябинске завод по производству высоковольтных электродвигателей, а в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане — предприятие по выпуску противотурбулентных присадок. 

К сожалению, весной 2019 года «Транснефть» столкнулась с острейшей проблемой, вызванной поступлением в трубопровод «Дружба» нефти, загрязненной хлорорганическими веществами. В связи с этим партнерам «Траннефти» и по прокачке и нефтеперерабатывающим заводам Белоруссии, Польши и Германии были выплачены существенные компенсации. Эта ситуация актуализировала обсуждаемый уже длительное время вопрос о введении банка качества нефти, который в настоящее время действует только в системе Каспийского трубопроводного консорциума.

Еще одна тема, зависшая в многолетних дискуссиях — создание в России стратегического нефтяного резерва по образу и подобию американского, японского и южнокорейского. Детальные наработки по этому проекту подготовлены — в частности, для размещения резерва предполагается использовать хранилища «Транснефти». Называется и объем постоянного хранения (неприкосновенного запаса) — 5 млн тонн, что, кстати, существенно уступает емкости самого маленького из американских госхранилищ — в Батон-Руже, штат Луизиана.