Продолжаем рассказ об истории российской нефти и о строительстве «Большой восточной трубы» — нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).

Проект ВСТО был разбит на два основных этапа. 

Первая очередь трубы протяженностью 2,7 тыс. км от Тайшета через Усть-Кут и Тынду (узловой пункт, «столица» БАМа) выходит на Транссибирскую магистраль в районе станции Сковородино в Амурской области. При этом трасса, максимально использующая бамовский коридор коммуникаций и существующую инфраструктуру, прокладывается с двух концов навстречу друг другу и стыкуется в районе Ленска. 

В ключевой точке маршрута – Сковородино – нефтяной поток разделяется. Часть сырья отправляется в тихоокеанский нефтепорт Козьмино, а оттуда, соответственно, на экспорт. Другая часть уходит в трубу до китайского приграничного города Мохэ и далее до Дацина, «нефтяной столицы» Китая.

По проекту в Козьмино нужно было построить 300-метровый наливной пирс для загрузки танкеров водоизмещением до 150 тыс. тонн. Кроме того, для обеспечения электроэнергией всех многочисленных объектов ВСТО требовалась прокладка 800 км линий электропередачи.

Второй этап ВСТО – строительство нефтепровода Сковородино – Козьмино и перевод грузопотока с железнодорожной транспортировки на трубопроводную.

В начале 2006 года разработанный «Транснефтью» детальный технический проект мега-стройки был однозначно «зарублен» экологами. Их не устроил только один небольшой, но критически важный участок маршрута: эксперты категорически не согласились с прохождением трубы на участке «Нижнеангарск – Кичера» вдоль берега Байкала на расстоянии всего 800 метров от уреза воды.

Проблемность байкальского участка совершенно реальна – северное Прибайкалье является зоной глубоких рифтовых разломов с сейсмичностью до 10-12 баллов по шкале Рихтера. И надо напомнить, что Байкал – это крупнейший в мире резервуар пресной воды, содержащий 80% пресноводных ресурсов России и 20% — мира. 

Несмотря на все это, лоббисты байкальского маршрута не унимались: в период наиболее острых дискуссий Госдума приняла поправку к Водному кодексу, снимавшую законодательные ограничения на строительство вблизи Байкала. 

Точку в споре, как водится, поставил Владимир Путин — на совещании с сибирскими губернаторами президент лично начертил трассу ВСТО значительно севернее предлагаемого «Транснефтью» маршрута. А через месяц был представлен окончательный проект ВСТО: в районе Усть-Кута в Иркутской области трасса резко поворачивает на северо-восток и затем, удаляясь от Байкала почти на 400 км севернее (!), идет по широкой дуге по территории южной Якутии — по левому берегу Лены и междуречью Лены и Алдана. Затем маршрут меняет направление на южное, и, идя вдоль железнодорожной ветки Амуро-Якутской магистрали мимо Нерюнгри и Тынды, подходит к Транссибу. Что очень важно, по всему новому маршруту нет зон повышенной сейсмичности, но зато на прилегающих территориях есть крупные и даже гигантские нефтегазовые месторождения.

Отметим, что правота «северного маршрута» была убедительно подтверждена в 2010 году, когда недалеко от Ленска из-за прорыва трубы во время ремонта произошла утечка почти полтысячи тонн нефти. Собрать удалось только треть этого количества, остальное впиталось в грунт.

В октябре 2008 года первый, тысячекилометровый, участок ВСТО был готов, и в трубу начала поступать нефть Талаканского и Верхнечонского месторождений (в реверсном режиме — на Тайшет). В июле 2009 года правительство РФ обнулило таможенную пошлину на экспорт нефти с месторождений Восточной Сибири, чем резко повысило коммерческую привлекательность ВСТО для грузоотправителей.

Под занавес 2009 года, ровно через 5 лет после подписания стартового постановления правительства, первая очередь магистрали заработала в сторону Тихого океана. Соответственно, в Козьмино был загружен первый танкер, взявший курс на Гонконг; старт отгрузке дал лично Владимир Путин. Экспортный сорт нефти, поставляемой по трубопроводу, получил отдельную маркировку, идентичную названию магистрали – Eastern Siberia Pacific Ocean (ESPO).  

Через год, в январе 2011 года, начались поставки нефти по ответвлению в Китай. Еще через два года заработала вторая очередь ВСТО, и нефть пошла в Козьмино не по железной дороге, а по трубе, что еще более удешевило поставки. Вскоре вдоль трассы ВСТО началось строительство газопровода «Сила Сибири».

 Общая длина трассы составила 4740 км. По сути, ВСТО стал вторым по масштабам инфраструктурным проектом в Сибири и на Дальнем Востоке после Байкало-Амурской магистрали. 

Увы, мега-стройка стоимостью около 25 млрд долларов омрачилась крупным коррупционным скандалом. По докладу Счетной палаты по фактам мошенничества в ходе строительства ВСТО было возбуждено уголовное дело с суммой ущерба в 3,5 млрд рублей. «Тяжелая артиллерия» оппозиции — Алексей Навальный озвучил совершенно другую сумму хищений — более 120 млрд рублей. Но официально эти данные не подтвердились, и уголовное дело по мошенничеству было прекращено. В общем, это можно понять – прокладка ВСТО стала очевидной и яркой победой российских нефтетранспортников и строителей, а победителей, как известно, не судят…

В ноябре 2019 года трубопровод был выведен на максимальную мощность — 80 млн тонн год. Для достижения максимума потребовалось ровно 10 лет.

В заключение – немного занимательной арифметики. В настоящее время объем поставок по первой очереди ВСТО, до станции Сковородино — 80 млн тонн нефти в год. Из них на Китай, в Мохэ и Дацин, уходит до 30 млн тонн; остальная часть нефти — 50 млн тонн — по второй очереди ВСТО направляется в сторону Тихого океана. Из этого количества на Хабаровский и Комсомольский НПЗ суммарно поступает 13 млн тонн, оставшиеся 37 млн тонн предназначены на экспорт. 

По итогам 2020 года через терминал в Козьмино в страны Азиатско-Тихоокеанского региона отгружено 33 млн тонн нефти – это несколько меньше плановой загрузки из-за ограничений ОПЕК+. Интересно, что японские потребители, изначально закупавшие более половины нефти, идущей через Козьмино, сегодня стали миноритариями – около 80% отгружаемого в нефтегавани сырья сегодня получает Китай, а Япония – всего 7%. Примерно столько же закупает Южная Корея; также отгрузка производится в Австралию, Малайзию, Новую Зеландию, Сингапур, США, Таиланд и Филиппины. Иными словами, ВСТО выводит российскую нефть на глобальный рынок.