Пара триллионов на СПГ-технику. Господдержка газомоторного рынка

Минэнерго РФ предлагает инвестировать в создание технических средств, работающих на сжиженном природном газе. Предполагается стимулировать приток капиталовложений в машиностроительную индустрию, что позволит к 2030 г. производить в России технику на СПГ на 2 трлн рублей. В ближайшие 15 лет потребление природного газа в этом сегменте, согласно прогнозу министерства, вырастет в Российской Федерации с 0,6 млрд куб. м до 10,5 млрд куб. м, из которых 50% придется на СПГ. 

По словам заместителя министра энергетики Антона Инюцина, создание в стране рынка газомоторного топлива потребует масштабных инвестиций в инфраструктуру, новые технологии в машиностроении, разработки нового модельного ряда техники и организацию ее серийного производства. Сейчас в России создается сеть газовых заправок, расширяется линейка выпускаемой техники, работающей на природном газе. Компании и министерства утверждают, что ее стоимость сопоставима с аналогами на дизельном топливе и бензине. Тогда как цена на газомоторное топливо в РФ удерживается не выше 50–60% от стоимости дизельного. Однако в конце прошлого года цены на заправках на метан значительно выросли. Если в начале года стоимость кубометра метана составляла 11,8 рублей, то затем она выросла до 12–14 рублей, а перед Новым годом поднялась до 18 рублей.

К 2025 г. предполагается создание в России 1,5 тыс. газозаправочных комплексов, а к 2030 г. их число должно выйти на цифру в 2,3 тыс. таких заправок. Государство собирается компенсировать 30% капитальных затрат от стоимости создания одной газозаправочной станции. В частности, Минэнерго выступило с инициативой субсидирования 30% затрат от переоборудования единицы техники под использование сжиженного газа. 

Однако, по информации «Газпрома», уже существующая в стране сеть газовых заправок загружена всего на 26%. В стране сейчас работают 387 заправочных станций на газе, а в 2019 г. «Газпром» планирует запустить в эксплуатацию еще 75 таких объектов. Одним из приоритетов для компании остается развитие технологий сжиженного природного газа. В России появятся отдельные крио-АЗС, заправляющие технику сжиженным природным газом. Сейчас строительство заправок под СПГ ведется на магистрали М-11.

Российский «КамАЗ» уже производит 120 моделей транспорта, оборудованных под газ. В разработке находится модель нового магистрального тягача, который будет работать на СПГ. В 2018 г. предприятие выпустило 2,8 тыс. автомобилей и автобусов, оборудованных под газомоторное топливо, что составляет 8% от общего объема производства. Через 2-3 года «КамАЗ» рассчитывает выпускать до 20% техники на газе.

Еще одним направлением станет развитие применения сжиженного природного газа на морском транспорте. По словам генерального директора «Совкомфлота» Сергея Франка, производство танкеров, использующих в качестве топлива СПГ, в настоящее время локализуется в России. В сентябре 2018 г. СКФ подписал пакет соглашений с компанией «Роснефть», судостроительным комплексом «Звезда» и группой ВЭБ о строительство серии из крупнотоннажных нефтеналивных танкеров нового поколения типоразмера «Афрамакс». В конце декабря «Совкомфлот» разместил на ССК «Звезда» заказ на строительство трех танкеров-продуктовозов нового поколения типоразмера MR, которые будут использовать СПГ-топливо в качестве основного. По информации компании, расходы топлива при использовании танкеров класса «Афрамакс», работающих на сжиженном природном газе в качестве основного топлива, на 20% ниже, чем при использовании танкеров аналогичного класса на традиционном топливе. По мнению руководства СКФ, внедрение морской технику, использующей СПГ в качестве топлива, актуально не только в акватории Балтийского и Северного морей, где уже действуют наиболее жесткие ограничения выбросов в атмосферу, но и в условиях арктических морей, в частности, на трассе Северного морского пути.

Мария Кутузова