Нефтекомпании на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 11 февраля предложили изменить параметры демпфирующего механизма, пишет «Ъ» со ссылкой на источники в отрасли.
Их не устраивает, что при текущей конъюнктуре они не только теряют доходы, продавая бензин на внутреннем рынке по ценам, зафиксированным в соглашениях с правительством, но и еще должны заплатить по бензину 10 млрд рублей в рамках демпфера.
«Демпфер был введен для компенсации нефтяникам разницы между внутренними и экспортными ценами, однако его величина зависит только от экспортных котировок», — поясняет изданию Сергей Ежов из Vygon Consulting. Это привело к парадоксальной ситуации: нефтяники в течение января — февраля продают бензин на внутреннем рынке с дисконтом 3–10 тыс.рублей за тонну по сравнению с экспортом, но вместо того, чтобы получить компенсацию, наоборот, платят в бюджет из-за низких экспортных цен. По дизельному топливу обратная ситуация: в январе его поставки на внутренний рынок в основном осуществлялись с премией к экспорту, но компании дополнительно получат из бюджета выплаты по демпферу.
«В связи с тем, что рынок сейчас в какой-то степени затоварен (сейчас не сезон, при этом производство бензина высокое, плюс новое производство на «Танеко» было открыто), то цена на бирже находится на достаточно низком уровне. И если скомбинировать все эти факторы, то ситуация на текущий момент не очень репрезентативная», — комментирует «Российской газете» замминистра энергетики РФ Павел Сорокин. «Поэтому демпфер по бензину работает одним образом, по дизелю — другим. То есть по дизелю демпфер работает сейчас, как и было запланировано. Что касается бензина, то январь закончился с отрицательным результатом для нефтеперерабатывающих заводов по демпферу, из-за того, что экспортная альтернатива сейчас существенно ниже, чем в обычной ситуации», — добавляет он.
Минфин же, как отмечает ТАСС, считает текущий механизм демпфирующего механизма работающим и справедливым, но готов обсудить предложения по изменению его параметров.
«Минфин не видит сбоев в работе демпфера, если необходимо поменять цели (демпфера — прим.) на этом рынке, то будем обсуждать», — заявил журналистам замминистра финансов Илья Трунин, отвечая на соответствующий вопрос. При этом он добавил, что демпфер «сформулирован в общем справедливо».
Демпфирующий механизм, призванный сдерживать рост цен в розничном и оптовом сегментах, заработал с 1 января текущего года. До 31 марта действует соглашение между правительством и нефтекомпаниями о сдерживании цен на топливо на уровне инфляции.
Как пишет «Российская газета», замминистра энергетики Павел Сорокин, как и вице-премьер Дмитрий Козак, не видят необходимости в продлении этого соглашения с нефтяниками после 31 марта, так как «ситуация на рынке сейчас достаточно стабильна и тот же демпфер создает экономический стимул для поставок на внутренний рынок», поэтому компании способны распределить сырье «достаточно эффективно».
Однако, как полагает глава «Газпром нефти» Александр Дюков, такой прогноз в долгосрочной перспективе несостоятелен. По его мнению, влияние демпфера на выпуск бензина в России отрицательно, так как демфпер делает невыгодной экономику производства товарного продукта, поднимая привлекательность выпуска нафты (прямогонного бензина). Дюков считает, что было бы логичнее перейти к плавающему акцизу, но Минфин неоднократно пояснял, что не может этого сделать, пока доходная часть региональных дорожных фондов привязана к поступлениям от акцизов.
По словам одного из собеседников «Ъ», параметры демпфера будут обсуждаться на этой неделе у Дмитрия Козака. Представитель вице-премьера Илья Джус заверил «Ъ», что решений о корректировке параметров пока нет, правительство обсуждает предложения. «В конце февраля будут выплаты по демпферу за январь, любые корректировки можно рассматривать только после этого», — сообщил он.
Дмитрий Козак 14 февраля пообещал «еще раз провести все расчеты». «Сверим, потому что у нас между различными ведомствами есть противоречия», — сказал он.
Кристина Кузнецова