На последней неделе августа цены производителей на автомобильный бензин и дизельное топливо продолжили расти. 

Оптовые цены автобензина АИ-92 и АИ-95 увеличились за неделю с 26 августа по 2 сентября на 1 400 руб./т, летнего дизтоплива – на 900 руб./т. Самые высокие за прошедший месяц цены на все три вида топлив были зафиксированы 29 августа, когда тонна АИ-92 стоила более 47 100 руб., АИ-95 – 48 500 руб., а ДТл – 47 700 руб. (см. Рис. 1).

Рис. 1. Цены на моторные топлива по каналам реализации в среднем по РФ, руб./т, с налогами

Причиной повышения цен стал рост спроса в оптовом сегменте рынка в связи со стремлением нефтебаз накопить запасы топлив перед приближающимися ремонтами на ряде НПЗ.

В частности, на сентябрь запланирован ремонт установок первичной переработки (ПП) нефти на Сызранском НПЗ. С 9 сентября до 5 ноября здесь будет остановлена установка Э-АВТ-6 (66% мощности ПП), а с 16 сентября и до конца октября завод будет стоять на ремонте. На ТАИФ-НК установка первичной переработки, на которую приходится 88% общей мощности предприятия по сырью, будет ремонтироваться с 6 сентября до конца месяца. На Газпром нефтехим Салават на ремонт остановят Э-АВТ-6 (60% мощности ПП) с 1 сентября по 4 октября. Также плановые ремонты установок первичной переработки ожидаются на Орскнефтеоргсинтезе и Омском НПЗ. Помимо этого в Омске на выпуске автобензина негативно должны отразиться ремонты установок каталитического крекинга Г-43-107, производства МТБЭ, алкилирования и каталитического риформинга Л-35-11/100, на выпуске дизтоплива класса 5 – ремонт установки гидроочистки мощностью 3 млн т.

Следствием этого, по прогнозам ИГ «Петромаркет», станет сокращение выпуска российскими НПЗ автобензина и дизтоплива в сентябре по сравнению с августом на 320 и 730 тыс. т соответственно, или 9% и 10%. Однако, по нашему мнению, при существующем уровне запасов даже столь заметное падение производства не приведет к дефициту моторных топлив в стране. Мало того, даже в случае возникновения экстраординарных ситуаций на рынке остается возможность перенаправления моторных топлив остающимися «в строю» производителями с экспорта на внутренний рынок (см. Рис. 2).

Рис. 2. Производство автомобильного бензина и дизтоплива на НПЗ РФ в июле-сентябре 2019 г., тыс. т

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»