В результате налогового маневра проиграют практически все российские потребители нефтепродуктов. К такому выводу пришли эксперты исследовательской группы «Петромаркет», авторы исследования «Завершение налогового маневра: каких последствий ожидать?» (имеется в распоряжении «Нефтянки»).

«Для одних групп потребителей рентное субсидирование полностью прекратится, для других — заметно сократится», — отметил генеральный директор «Петромаркет» Иван Хомутов в рамках презентации исследования в пресс-центре ИА «Интерфакс». «Расчеты проводились в рамках сценария Brent71, согласно которому стоимость нефти марки Brentв 2019 — 2024 годах составить $71 за баррель», — добавил он.

Говоря о цифрах, он подчеркнул, что больше всего потеряют судовладельцы-потребители темного судового топлива, а именно — 45 млрд рублей или 89% от уровня субсидии, которую могла бы получить эта группа в 2024 году в налоговых условиях 2017 года. «Здесь маневр предполагает некоторую компенсацию отмены пошлин, но ввиду того, что пошлина на мазут очень высокая, рост цен будет существенным», — пояснил Иван Хомутов. Он также напомнил, что пошлины на мазут самые высокие по сравнению со всеми остальными нефтепродуктами. «Отмена пошлины, в конечном счете, означает сильный рост цен, компенсируется он всего лишь на 1000 рублей за тонну», — заявил эксперт.

Наименьшие потери понесут предприятия нефтехимии — 15% или 6 млрд рублей. «В случае с нефтехимией как раз предполагается отмена пошлины на ароматические углеводороды, но некоторое снижение объема субсидии рынок будет наблюдать. Предполагалось, что нефтехимия останется в тех же условиях, что и была до налоговой реформы. Но параметры маневра разрабатывались в иных макроэкономических условиях, где цена на нефть составляла $60 за баррель, курс — 58 руб. за доллар. Сейчас  условия другие, поэтому нефтехимия несколько теряет», — поясняет эксперт.

Авиакомпании при закупках реактивного топлива потеряют боле 32%, или 22 млрд рублей к 2024 году после завершения налогового маневра. Нулевые потери будут только у потребителей сжиженных углеводородов, производимых на НПЗ. Это объясняется тем, что налоговая реформа не затрагивает эту категорию потребителей.

Все остальные потребители, за исключением потребителей бензина и дизельного топлива, теряют субсидию на 100%.

Что касается потребителей бензина и дизтоплива, то для них предполагается компенсация отмены пошлинного субсидирования за счет демпфирующего механизма. Как напоминает информационно-аналитический центр Rupec, демпфирующий акциз по сути представляет субсидию для потребителей топлива. Бюджет сможет компенсировать половину (в 2019 году — 60%) разницы между экспортной ценой бензина и дизтоплива и «условной внутренней ценой». При этом нефтяные компании смогут рассчитывать на субсидии, только если реальная оптовая цена топлива в РФ не отклоняется от «условной цены» больше, чем на 10%.

Однако и здесь, отмечают авторы исследования, существует риск, что демпфер может не сработать. «Специфика демпфера состоит в том, что он работает только в строго определенном диапазоне цен Brent. Эта специфика требует учета при доработке механизма и превращения его в универсальный инструмент сдерживания цен», — отметил Иван Хомутов. Так, при повышении цен на нефть Brent и низком курсе рубля становится выгодным закупать нефтепродукты на НПЗ и продавать их на экспорт.

Кристина Кузнецова