Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости

Регулирования цен на авиакеросин не будет, также как и компенсаций для авиакеросина, сообщает «Российская газета» со ссылкой на заявление представителя вице-премьера Дмитрия Козака Ильи Джуса. 

«По итогам совместного совещания по авиакеросину не будет приниматься никаких решений по регулированию этого сегмента топливного рынка и компенсации части расходов авиакомпаний, связанных с топливной составляющей», — сказал Джус. 

Как сообщил РБК представитель вице-премьера Максима Акимова, по итогам совещания вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козаказ с нефтяниками и представителями авиакомпаний 12 февраля было принято решение создать межведомственную рабочую группу, которая выработает меры поддержки и стабилизации внутреннего авиарынка.

Однако, как сообщил РБК источник, близкий к одному из участников совещания, в правительстве отказались от идеи компенсировать авиакомпаниям издержки из-за роста цен на авиакеросин. «Тема закрыта. Компании должны изыскать способы сократить издержки внутри себя», — отметил он. Не нашлось аргументов за компенсации, в то время как есть аргументы против, добавляет источник, близкий к другому участнику совещания. Авиаотрасль и так получает 40 млрд рублей в год в виде возврата акциза, пояснил он. 

Дополнительные расходы авиакомпаний в прошлом году из-за подорожания топлива, по предварительным данным, составляют около 90 млрд рублей. Об этом сообщили «Известиям» в ГосНИИ гражданской авиации.

Авиакомпании жалуются на рост цен на топливо больше года (стоимость авиакеросина с июня по декабрь 2017 года выросла с 43 тыс.рублей за тонну до 47,9 тыс. рублей). РБК напоминает, что в конце 2017 года совладелица авиакомпании S7 Наталия Филева заявила о сговоре российских нефтяных компаний, который приводит к завышению цен. Авиакомпания подала соответствующую жалобу в Федеральную антимонопольную службу. В ФАС по результатам проверки сговора не обнаружили. 

В 2018 году Минтранс также неоднократно обращал внимание на проблему подорожания топлива. В частности, в декабре ведомство направило в ФАС предложение увеличить объем возмещения авиакомпаниям акциза на авиакеросин в 2019 году. Также предлагалось выплатить им разовую компенсацию 22,5 млрд рублей. 

Российские авиаперевозчики уже начинают экономить. Так, «Аэрофлот» заморозит инвестиции в развитие IT-технологий. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на заявление гендиректора компании Виталия Савельева. По его словам, так авиакомпания стремится хеджировать риски из-за роста цен на авиакеросин, нестабильности курсов валют и ситуации в Венесуэле, которая может повлиять на рынок нефти. Савельев отметил, что для «Аэрофлота» керосин в прошлом году подорожал на 30% по сравнению с 2017 годом. «Это существенно, и, естественно, это расходы, которых мы не ожидали, но получили», — сказал он. 

По мнению Савельева, 2018 год стал «худшим для рынка за последние десятилетия». Он добавил, что некоторые вопросы можно было бы решить повышением цен на билеты, но этот вариант исчерпал себя, поскольку пассажиры в этом случае отказываются их покупать. 

Издание отмечает, что чистая прибыль «Аэрофлота» по РСБУ в 2018 году упала в 10 раз до 2,8 млрд рублей. За IV квартал 2018 года компания получила чистый убыток в 12,8 млрд рублей. Себестоимость продаж авиабилетов выросла на 25% до 499,7 млрд рублей. 

Как подчеркивает РБК, лоукостер «Победа», «дочка» «Аэрофлота», для компенсации убытков из-за роста на авиатопливо решил сделать регистрацию на свои рейсы в зарубежных аэропортах платной. Авиакомпания Utair отмечала, что ее затраты на авиакеросин за январь — сентябрь 2018 года составили 12,77 млрд рублей (рост с 24 до 29%), но перевозчик не поднимал цены на билеты, также ссылаясь на жесткую конкуренцию.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев в беседе с «Известиями» заявляет, что финансовые резервы у российских авиаперевозчиков для сдерживания стоимости билетов и работы в убыток практически исчерпаны. «Крупные игроки, такие как «Аэрофлот», могут себе позволить так работать какое-то время, но большинство перевозчиков — нет», — заметил он. «По оценкам билетных агрегаторов, постепенный рост цен на внутрироссийских линиях уже начался. В частности, улучшить финпоказатели за счет пересмотра тарифной политика смогла авиакомпания Utair», — добавил Пантелеев. По словам эксперта, если компании переживут сложный период низкого спроса — февраль-март — коллапса на рынке не будет.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что отказ от компенсаций — это попытка предоставить рынок авиаперевозок самому себе, заставить его развиваться по законам капиталистической экономики. По мнению эксперта, которое тот высказал РБК, в этом случае выживут только самые эффективные компании. 

Кристина Кузнецова