Нефтепровод «Дружба», а денежки врозь

Плата за лояльность

В социалистическом лагере только строптивая Румыния могла полностью обеспечить себя нефтью (может быть, именно потому она и была строптивой). Задачу обеспечения союзников-сателлитов «черным золотом» взял на себя СССР, и поэтому в послевоенные годы более половины советского нефтеэкспорта традиционно приходилась на социалистические страны Европы.

В конце 50-х годов СССР обогнал Венесуэлу и вышел на второе место в мире по добыче нефти (после США). Цены были стабильны — около 3 долларов за баррель (учтем, что тогдашний доллар «тяжелее» нынешнего в 6 раз). При этом Советский Союз поставлял нефть своим друзьям примерно на треть дешевле рынка. К тому же надо иметь в виду, что энергоносители — это «твердый» и универсальный валютный товар, а продукция восточноевропейского маши­ностроения и ширпотреб, поставляемый в СССР взамен, — товар, в основном, «мягкий», нигде, кроме соцлагеря, не реализуемый.

Соответственно, эти скрытые советские субсидии ежегодно составляли до 10 млрд тогдашних долларов. Но без них невозможно было  подтвердить пре­имущества «социалистического выбора», эти субсидии были своего рода платой союзникам за лояльность.

Великая стройка социализма

Нефтепровод «Дружба» общей протяженностью  5665 км  — один из самых  амбициозных проектов ХХ века, крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Магистраль, объединяющая территории нескольких стран и построенная в рекордно короткие сроки, долгие годы была символом братской дружбы государств Восточной Европы и СССР. Трасса «Дружбы» очень сложна — магистраль пересекает Волгу, Оку, Припять, Днепр, Днестр, Вислу, Дунай и сотни малых рек, а также полесские болота, Карпатские горы, множество автомобильных и железных дорог.

История нефтепровода «Дружба» насчитывает уже почти 60 лет. В 1959 году правительства пяти дружественных государств — СССР, ГДР, Чехословакии, Венгрии и Польши — действуя в рамках Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ), подписали соглашение о совместном строительстве трубопровода, предназначенного  для транспортировки смеси средневолжской (татарской, башкирской и куйбышевской) и западносибирской нефти на экспорт в соцстраны. Каждая страна в режиме долевого участия должна была поставить необходимые для строительства нефтепровода материалы, машины, оборудование и трудовые ресурсы. Основными подрядчиками были назначены организации Минспецстроя СССР, в 1968 году объединенные в трест «Ленгазспецстрой».

Пятистороннее соглашение предусматривало, что основной участок «Дружбы», начинавшейся в Альметьевске (Татарская АССР), будет проходить через центральные области России и юг Белоруссии через Куйбышев, Сызрань, Пензу, Липецк, Орел, Брянск и Гомель, а в районе белорусского города Мозырь разветвляться: северная ветка — на Брест и дальше в Польшу и Германию, а южная — по северным и западным областям Украины, через Карпаты, в Чехословакию и Венгрию (впоследствии трасса была продлена до Хорватии). Кроме того, через нефтеперевалочный комплекс в Одессе нефть на танкерах шла до построенного возле болгарского города Бургаса специального нефтепорта Дружба. Главный офис и центральный пункт «Дружбы» располагался во Львове (в 1992 году переведен в Брянск).

Объемы работ впечатляли — на «стройке века» было уложено более 730 тыс. тонн труб диаметром 530, 630, 720, 820 и 1020 мм, построено 30 насосных станций с полностью автоматизированным управлением. В ходе непрерывного развития нефтепроводной системы в настоящее время в состав «Дружбы», эксплуатируемой госкомпанией «Транснефть – Дружба»,  входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км на территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн кубометров нефти.

Протяженность трубопровода на территории Украины составила 684 км,  транспортировку нефти обеспечивали 7 нефтеперекачивающих станций. В городе Броды Львовской области был сооружен пункт налива нефти на железнодорожный транспорт до Одессы (в 2001 году по маршруту этой железнодорожной ветки был проложен нефтепровод Одесса-Броды эксплуатационной длиной 667 км и объемом прокачки 15 млн тонн нефти в год). Входная проектная мощность нефтепровода в Украине составила 17,5 млн тонн нефти в год, выходная — 8,5 млн тонн (разница в этих объемах пошла на нужды украинской нефтепереработки и нефтехимии). Первая нить нефтепровода «Дружба» на участке Мозырь — Броды — Ужгород была введена в эксплуатацию поэтапно в 1962–1963 годах, в полном объеме начала работать в ноябре 1964 года.

Вторую нитку нефтепровода «Дружба», белорусскую, длиной 687 км и диаметром 720 мм, начали строить в 1969 году, а закончили через пять лет. С вводом в строй второй нитки общая входная проектная мощность нефтепровода «Дружба» на территории Украины составила 55 млн. тонн в год, выходная — 26,5 млн. тонн.

В настоящее время по нефтепроводу в страны «дальнего зарубежья» ежегодно экспортируется до 70 млн тонн нефти, в том числе по северной ветке — более 50 млн тонн.

Во всех странах, объединенных трубой, в начале 60-х годов при советском содействии начали строиться НПЗ, «заточенные» под переработку нефтяной смеси из «Дружбы». Крупнейший из этих заводов — немецкий Шведт, успешно работающий и сегодня.

«Троянский конь»

Политическая и экономическая роль нефтепровода «Дружба» значительно возросла после того, как в октябре 1973 года страны ОПЕК объявили эмбарго на поставки нефти в развитые западные страны. Став таким образом крупнейшим в мире поставщиком энергоносителей, СССР, остро нуждаясь в валюте, интенсивно наращивал добычу нефти, экспортируя ее в одном направлении — на Запад. Огромный приток денежных средств в страну позволил решить ряд крупнейших проблем как международного, так и внутреннего характера. Но, кроме позитивных результатов экспорта нефти в «страны народной демократии», был и существенный негативный момент — это образовавшийся долг СССР в размере более 50 млрд долларов. Как ни странно, этот долг возник на фоне мощного нефтяного потока, шедшего по трубопроводу «Дружба». Среди стран, которым оказался должен СССР — Венгрия, Чехословакия и Польша. Причина возникновения долгов этим странам проста и кроется в продаже нефти по низким ценам и покупке продукции легкой и пищевой промышленности по мировым ценам.  Более того, по мнению ряда западных специалистов, нефтепровод «Дружба» стал одним из факторов распада экономики СССР, этаким «троянским конем» страны Советов: дешевая и доступная нефть и «легкие деньги» от ее масштабного экспорта разрушали другие отрасли хозяйства СССР, провоцируя тем самым так называемую «голландскую болезнь». Распад социалистического лагеря и коллапс СССР не изменил конфигурацию трубопроводного транспорта Европы — «Дружба» успешно пережила и СЭВ, и военно-политический Варшавский договор. Поэтому нельзя не назвать этот проект визионерским, стратегическим и высокоэффективным, и не вспомнить добрым словом его инициаторов и создателей, в первую очередь, Никиту Хрущева, советского руководителя в 1953-1964 годах.

Григорий Волчек,
Татьяна Редько

Справка

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация социалистических государств. Создана по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (5–8 января 1949). Вскоре в СЭВ вступила Албания (с 1961 в одностороннем порядке вышла из Совета), в 1950 — ГДР, в 1962 — Монголия, в 1972 — Республика Куба. В 1964 подписано Соглашение между СЭВ и правительством Социалистической Федеративной Республики Югославии. По приглашениям органов СЭВ в их работе принимали участие представители Вьетнама и КНДР. В 1973 заключено Соглашение о сотрудничестве СЭВ с Финляндией, в 1975 — с Иракской Республикой и Мексикой.

Деятельность СЭВ определялась Уставом, принятым в 1959. В период расцвета СЭВ поддерживал в различных формах отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В 1974 СЭВ был предоставлен статус наблюдателя в ООН. В составе СЭВ действовало более 20 постоянных комиссий по отдельным базовым отраслям промышленности. В составе СЭВ работали Институт стандартизации, Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы и Международный банк экономического сотрудничества. Секретариат СЭВ (экономический и исполнительно-административный орган Совета) располагался в Москве.

Кроме строительства нефтепровода «Дружба», СЭВ реализовал еще несколько крупномасштабных проектов к нефтегазовой отрасли: освоение Оренбургского и Карачаганакского газоконденсатных месторождений, строительство магистральных газопроводов от Оренбурга и Уренгоя до западной границы СССР, и целый ряд других.

СЭВ прекратил свое существование в 1990 году в связи с распадом социалистического лагеря.