Из-за проблем с погрузкой нефти в порту Махачкалы «Транснефть» с 10 января приостановила прокачку азербайджанской нефти, сообщил советник президента «Транснефти» Игорь Демин.

По его словам, азербайджанская нефть используется для смешивания сливаемой в порту казахстанской нефти. Прием нефти из порта в резервуары осуществляет ОАО «Дагнефтепродукт». «На рейде в ожидании стоит танкер с казахстанской нефтью. Разгрузка не идет. Компания «Дагнефтепродукт» в своем письме в адрес «Черномортранснефти» от 9 января 2017 года объясняет это тем, что в связи с производством ремонтных работ в цехе темных нефтепродуктов, перекачка нефти откладывается на три дня. Как связан ремонт завода с прокачкой нефтепродуктов не объясняется. В связи с этим была остановлена и транспортировка нефти из Азербайджана, необходимой для компаундирования сливаемой в порту казахстанской нефти», — заявил Демин.

Это уже не первая проблема с перевалкой нефти в махачкалинском порту. Например, в июле 2016 года была прекращена перевалка туркменской нефти, вследствие чего поставщикам туркменского сырья пришлось перенаправлять свои экспортные потоки по другим маршрутам. В этом году производители в Туркмении не планируют транспортировать нефть через порт Махачкалы. Они не раз жаловались и на превышение «Дагнефтепродуктом» допустимых естественных потерь нефти во время перевалки с танкера в резервуары нефтебазы. ЛУКОЙЛ ушел с этого направления еще в 2015 году.

«Транснефть» тоже неоднократно выражала недовольство работой «Дагнефтепродукта», обвиняя компанию в воровстве нефти и периодических срывах срока ее поставок, что вынуждает переориентировать потоки из порта Махачкалы. По словам Игоря Демина, техническая возможность прокачки нефти по маршруту Баку — Тихорецк составляет 5 млн т в год. Однако в 2016 году прокачка через порт Махачкалы сократилась почти на четверть, составив всего 2,2 млн т казахстанской нефти и 440 тыс т туркменской нефти.

«За последние год значительно увеличилось количество претензий от грузоотправителей и производителей нефти в отношении низкого качества сервиса в порту Махачкалы, оказываемого действующей нефтебазой «Дагнефтепродукта», что повлекло за собой потерю качества и количества нефти при ее перевалке», — заключил Демин.

Он также пояснил, что срыв сроков прокачки может грозить «Транснефти» штрафами со стороны поставщиков нефти. Размер штрафов будет зависеть от сроков приостановки транспортировки нефти. Также штрафы в размере $10 – 15 тыс. в сутки, по оценкам Демина, могут грозить порту Махачкалы за простой танкеров.

Кристина Кузнецова