Важнейшим фактором топливного снабжения Советской армии в годы Второй Мировой войны были ленд-лизовские поставки, преимущественно, из США. 

Особую значимость нефтяные поставки имели для обеспечения действий боевой истребительной и штурмовой авиации. Советские НПЗ производили много авиационного бензина (883 тыс. тонн в год по состоянию на 1940 год), но, увы, это топливо было низкооктановым — от 70 до 74. При этом именно высокое октановое число авиагорючего обеспечивает нужные боевые характеристики самолетов по скорости и маневренности, особенно, в воздушных боях на больших высотах. 

Новые советские самолеты – Яки, Илы и МиГи – летали уже на бензине Б-78 и выше, и драматическое несоответствие в октановых числах исправлялось щедрыми добавками в советский бензин американского горючего как в заводских условиях, так и непосредственно на военных складах и в строевых частях ВВС. 

Еще одним рабочим вариантом доводки топлива до нужных кондиций было добавление в низкооктановый советский бензин октаноповышающего компонента — тетраэтилсвинца. 

Всего по системе ленд-лиза в СССР из США было поставлено 2 млн 160 тыс. тонн нефтепродуктов, и более половины этого количества (1 млн 200 тыс. тонн) пришлось на долю высокооктанового авиационного бензина, включая 560 тыс. тонн бензина с октановым числом 100. Отметим, что технологию производства «сотки» разработал выдающийся русский химик, основоположник современной полимерной индустрии Владимир Ипатьев, эмигрировавший в США в 1930 году. 

Значительный объем составили поставки тетраэтилсвинцовой присадки — 834 тыс. тонны, из которых 102 тыс. тонн обеспечили англичане со своего абаданского НПЗ в Иране.

В целом номенклатура ленд-лизовских нефтяных поставок была весьма широкой: судовой и топочный мазут – 287 тыс. тонн, автомобильный бензин – 267 тыс. тонн, смазочные масла – 112 тыс. тонн, керосин – 17 тыс. тонн, парафин – 6 тыс. тонн, химические добавки, присадки и реагенты для нефтепереработки – 5 тыс. тонн.

Существенно, что уже в самом первом протоколе по ленд-лизу, подписанном в Москве в октябре 1941 года и вступившем в силу спустя три месяца, содержался раздел о поставках нефтеперерабатывающего оборудования. Согласно этому документу, в 1942 году в СССР поступили 6 комплектов оборудования, ставших основой крупных НПЗ в Орске, Куйбышеве (Самаре), Гурьеве (Атырау) и Красноводске (Туркменбаши). Кроме того, в нефтяной ассортимент ленд-лиза входили буровые станки, промысловые насосы, обсадные и насосно-компрессорные трубы, переносные сборно-разборные трубопроводы, контрольно-измерительные приборы, танкеры, железнодорожные цистерны, топливозаправщики и многое другое.

Малоизвестный факт – окончание Второй Мировой войны отнюдь не означало завершение программы ленд-лиза. В частности, в октябре 1945 года СССР и США подписали так называемое Pipeline Аgreement, содержавшее существенные льготы по сравнению со стандартными коммерческими условиями – поставку оборудования по сниженным ценам, кредитную ставку ниже 3% и 30-летний срок погашения займа. За 16 месяцев действия договора Советский Союз получил большое количество промышленного оборудования и запчастей для газотранспорта, электроэнергетики, строительства, горнорудной и станко-инструментальной промышленности. 

В сочетании с ранее поставленными из США тонкостенными бесшовными трубами и газоперекачивающими агрегатами (дожимными газокомпрессорами) это оборудование позволило ударно завершить строительство первого в Советском Союзе и второго в мире «сверхдальнего» (официальная формулировка) магистрального газопровода Саратов-Москва протяженностью 843 км. Запуск трассы состоялся 11 июля 1946 года, и именно этот день многие специалисты и историки считают днем рождения советской/российской газовой промышленности в ее современном понимании.