Лютая блокадная ленинградская зима 1941–1942 годов заставила Управление снабжения горючим Красной армии освоить еще одну важную науку. Доставка горючего по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера, не могла обеспечить потребности населения и промышленности огромного осажденного города, а также обороняющих его частей армии и Балтийского флота. В связи с этим в начале апреля 1942 года было принято неординарное решение о строительстве трубопровода через Ладогу (кстати, эту идею предложила первая в СССР женщина-водолаз, полковник-инженер Нина Соколова).

На прокладку магистрали отводилось всего 50 дней, но строители справились досрочно — за 43. Главным ответственным за возведение «объекта особого строительства» в статусе уполномоченного Государственного комитета обороны СССР был Алексей Косыгин, коренной питерец и будущий многолетний глава Советского правительства.

Длина ладожской трубы составила 29 км (включая 21 км под водой), внутренний диаметр — 101 мм, глубина проложения подводной части — 13 метров, производительность — 18 тонн топлива в час. Трубопровод, сваренный и свинченный из стальных обсадных труб производства местного Ижорского завода, соединил мыс Кареджи на восточном берегу Ладоги (пункт приема горючего с железной дороги) с железнодорожной станцией Борисова Грива на западном берегу, в 45 км от Ленинграда. Это позволило, начиная с июня 1942 года, надежно снабжать город и фронт различными видами горючего — автомобильным бензином, дизельным топливом, керосином и лигроином.

Надо особо отметить, что Ладожская магистраль стала первым в мире подводным трубопроводом. В СССР до войны были построены трубопроводные переходы через реки Кура, Дон, Терек и Волга, но проектов, сравнимых по сложности и протяженности, не было. Уникальности Ладожской трубе добавляло то, что ее строительство на отдельных участках велось в 2 км от линии фронта!

Кстати, вскоре параллельно трубе через Ладогу был проложен магистральный электрический кабель, запитавший Ленинград электроэнергией с Волховской ГЭС.

Ладожский трубопровод функционировал более 20 месяцев и доставил в блокадный Ленинград более 40 тыс. тонн нефтепродуктов. Топливная магистраль помогла спасти жизни сотням тысяч ленинградцев и дала строителям и эксплуатантам трубы уникальный опыт — в дальнейшем технология создания военно-полевых и складских трубопроводов, особенно, в условиях преодоления крупных водных преград, использовалась неоднократно и весьма успешно. 

Так, именно по образу и подобию ладожской трассы были сконструированы сборно-разборные трубопроводы через такие крупные реки как Волхов, Ока, Дон, Днепр, Висла и Дунай. При этом каждый трубопровод был по-своему уникальным — например, протяженность трубы через Днепр составляла 2,7 км, включая километровый отрезок, проложенный по поверхности воды с использованием поплавков. 

Ладожский опыт был учтен и при прокладке 8-километровой морской части трубопровода Оха — Комсомольск-на-Амуре, пущенного в эксплуатацию в июле 1943 года и подавшего сахалинскую нефть на материк.