(с) Петр Кассин/КоммерсантЪ
(с) Петр Кассин/КоммерсантЪ

Минфин снова вносит предложения и поправки в Бюджетный кодекс. На сей раз предложение ведомства состоит в том, чтобы изъять у регионов 23% доходов от бензиновых акцизов.

Сейчас территории получают доходы от реализации топлива в полном объеме. Министерство финансов планирует с 1 мая 2016 года оставить в регионах лишь 77%, а остальное отдать федеральному дорожному фонду. Цель у этого действа одна – залатать финансовую дыру в государственном бюджете. По расчетам Минфина, такое перераспределение доходов принесет в бюджет РФ в текущем году 68,5 млрд рублей, а в 2017 – 80,9 млрд рублей. При этом, как обещает Минфин, регионы не пострадают: поступления в бюджеты субъектов РФ не только не сократятся, но и каким-то образом увеличатся на 2,1 млрд рублей.

На самом же деле речь уже идет не только о разделе «дополнительных доходов», то есть той разницы, которая прибавится от повышения акцизов на топливо, а о «распределении» всей суммы акциза. Как считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы, такое предложение Минфина можно считать продуманным шагом по мобилизации доходов в федеральный бюджет: сначала повысить ставки акцизов, а затем изъять эти сборы у регионов.

Но  регионы действительно могут не пострадать, считают некоторые эксперты (что звучит скорее как надежда, чем как утверждение): дополнительные поступления, скорее всего (что скорее нет, чем да), будут возвращены регионам, т.к. более 20% ассигнований сегодня из федерального фонда направляется на дорожное строительство регионов. Но зачем тогда изымать доходы регионов, чтобы потом их вернуть? Консультант автодорожных проектов считает, что смысл в том, чтобы проводить деньги через федеральный центр, а не направлять напрямую в регионы. Это поможет Минфину контролировать региональные бюджеты и решать, кому и на какие проекты выделить деньги.

Однако, обращает внимание «КоммерсантЪ», о том, что деньги не достанутся территориям, при обсуждении законопроекта в Госдуме упоминал представитель Минфина Юрий Зубцев. По его словам, средства будут зачислены в федеральный бюджет, который «сможет гарантировать неуменьшение как региональных дорожных фондов, так и федерального дорожного фонда». То есть о «дополнительных деньгах в регионы», о которых говорила спикер верхней палаты Совета Федерации Валентина Матвиенко перед принятием закона о росте акцизов, речи не идет.

С 1 апреля 2016 года акцизы на бензин и дизельное топливо повысятся на 2 и 1 руб. соответственно. Инициируя данное предложение, Минфин обещал, что рост акцизов не приведет к подорожанию топлива. Данная мера, по расчетам ведомства, должна ударить по нефтяникам, а не по потребителям. В итоге представители нефтяных компаний на фоне повышенной налоговой нагрузки уже заявляют о пересмотре и сокращении своих инвестпрограмм, а это, как следствие, приведет падению добычи и сокращению финансовых поступлений как в федеральный, так и в региональный бюджеты. Население же вынуждено будет заплатить не только за удорожание топлива, но и за возможное увеличение тарифов на транспортные услуги и другие товары, в стоимость которых включаются затраты на транспортировку.

Кристина Кузнецова