Сразу же после окончания Гражданской войны, оценив плачевное состояние нефтепромыслов, большевики поняли, что без иностранных капиталовложений восстановить отечественную нефтянку будет весьма затруднительно. 

Соответственно, постановление Политбюро ЦК РКП(б), принятое 5 февраля 1921 года, гласило: «О нефтяных концессиях. Поручить товарищам Красину и Рыкову представить в Политбюро ЦК в трехдневный срок точную формулировку того, в чем именно, в какой срок и в силу каких причин грозит катастрофа в деле эксплуатации нефтяных промыслов в Баку и Грозном, изложив также свои соображения, почему и в какой мере предоставление концессий могло бы эту катастрофу предотвратить…».

Через месяц, 8 марта, выступая на открытии Х съезда партии, Ленин заявил о важности нефтяных концессий: «Центральный Комитет и я лично встали на точку зрения необходимости этих концессий, и эту точку зрения мы будем просить вас подкрепить своим авторитетом. Этот союз с государственными трестами других передовых стран совершенно необходим для нас вследствие того, что наш экономический кризис так глубок, что своими силами восстановить разрушенное хозяйство без оборудования и технической помощи из-за границы мы не сможем».

Позиция главы Совнаркома была отражена в резолюции съезда: «Одобрить политику Советской власти, направленную на установление нормальных торговых отношений между Советской республикой и другими странами путем заключения торговых договоров и соглашений».

Вскоре Советское правительство очертило рамки дозволенного для иностранных концессионеров: 

«1. Срок концессий определяется в 25 лет с правом досрочного выкупа через 15 лет.

2. Предлагаются в концессионное пользование следующие площади:

— в Бакинском районе — вся промысловая площадь Биби-Эйбата; морские участки Бакинской бухты в концессии не входят; 

— вся западная половина Старо-Грозненской нефтяной площади приблизительно до меридиана Мамакаевской балки;

— 80 десятин в районе Соленой балки в одном отрезке;

— в Ново-Грозненском районе – вся площадь Чермоевских земель. 

3. Оплата концессии производится долевыми отчислениями с валовой производительности: долевое отчисление по Биби-Эйбату — около 3%, по Грозненскому району — около 40%. 

Ежегодная минимальная добыча, начиная с определенного указанного в договоре срока после взятия концессии, устанавливается для Биби-Эйбата — 90 млн пудов, для Грозненского – 50 млн. пудов. 

4. Условием сдачи Биби-Эйбата является сверх долевого отчисления доставка необходимого оборудования для электрификации промыслов Бакинского района и проведение 10-дюймового нефтепровода от Петровска до Москвы. 

Условием сдачи Грозного сверх долевого отчисления — доставка оборудования парафинового завода мощностью переработки 100 млн пудов сырой нефти и проведение 10-дюймового нефтепровода от Грозного до Москвы. Нефтепроводы, завод и электростанции поступают в распоряжение правительства РСФСР».

В конце 1922 года Royal Dutch Shell начала закупки советского керосина, который затем перепродавала на Дальнем Востоке. Весной 1923 года 30 тыс. тонн советского керосина купила небольшая английская фирма SAL, «разогревшая» рынок — вслед за этим Royal Dutch Shell закупила в СССР сразу 11 млн пудов керосина.

В декабре 1926 года наступил черед крупных концессионных сделок — был подписан договор с рокфеллеровской Standard Oil Company of New York по строительству НПЗ на побережье Черного моря в Батуми. Завод был построен всего за полгода, и в течение первого же года работы произвел почти 180 тыс. тонн керосина для экспорта в Индию, Индокитай, Голландскую Ост-Индию (ныне — Индонезию) и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Второй по мощности отечественный НПЗ, рассчитанный на переработку грозненской нефти, был построен в Туапсе по проекту американской Graver Corporation в кооперации с рядом других американских компаний — Foster Wheeler, Badger и Wincler Koch. Поставки электрооборудования (насосы, компрессоры, контрольно-измерительная аппаратура) осуществила знаменитая General Electric.

Концессии в нефтяной промышленности продержались гораздо дольше, чем в других отраслях советской промышленности. В 1938 году, когда все «рудименты капитализма» в СССР были безжалостно уничтожены, с американской Universal Oil Products был подписан контракт на строительство в Башкирии нового завода по производству авиационного топлива.

Это был последний подобный контракт — во время войны СССР получал необходимое оборудование, компоненты топлива (присадки) и само топливо (высокооктановый авиабензин) из Англии и США по ленд-лизу, а после войны — по репарациям из Германии.