Абсолютное «нефтяное первенство» Баку в дореволюционной России оспорить было невозможно, но вот за второе место побороться стоило. К концу 19-го века «серебро» на нефтяном «пьедестале почета» уверенно завоевали грозненские промыслы.

История российской нефти. Эпизод 12. В предгорьях Кавказа (Грозный)

О нефтяных источниках вблизи рек Терек и Сунжа было известно с глубокой древности. В 1718 году доктор Готлиб Шобер в своем описании горячих источников около Терека указал, что из «некоторой горы нефть или петролеум вытекает, и никто ее не собирает и не употребляет». 

В 1823 году братья Дубинины — Василий, Герасим и Макар построили в районе Моздока нефтеперегонный (фотогеновый) завод, на котором перерабатывали нефть Вознесенского месторождения, расположенного недалеко от крепости Грозный. Нефть добывали кустарным методом из колодцев, перевозили ее в кожаных мешках (капках). Спустя 40 лет крупный бакинский нефтедобытчик Иван Мирзоев построил керосиновый завод на промыслах в Грозненской балке. Завод перерабатывал ежедневно 20 тонн нефти. Перевозили керосин в чинаровых бочках.

В 1890 году началось планомерное геологическое изучение Грозненского района, в ходе которого были детально описаны и оконтурены несколько месторождений нефти — Грозненское, Мамакаевское, Беноевское, Дылымовское, Чанты-Аргунское, Исти-Суйское, Вознесенское, Брагунское и ряд других. 

В 1893 году через Грозный прошла железная дорога, что существенно оживило интерес к природным богатствам региона. Наиболее активно на местном рынке действовал владикавказский предприниматель Иван Ахвердов, начавший активное бурение на Алхан-Юртовском месторождений. В октябре 1893 года на одной из скважин этого промысла произошло долгожданное событие: с глубины 131 м был получен первый нефтяной фонтан Грозненского промыслового района. 

Через два года на этом же месторождении, только на другой скважине ударил новый фонтан — сверхмощный, дававший… по миллиону пудов нефти в сутки. Такого нигде и никогда еще не бывало — гул и запах газа были слышны за 15 верст от места происшествия. Конечно, это была крупная техногенная авария, но, с другой стороны, зримое подтверждение огромного потенциала Грозненских промыслов. Ахвердов стал «грозненским Нобелем» — по итогам 1896 года его компания — «Грозненское нефтяное производство» обеспечивало более двух третей местной нефтедобычи. Другим крупным игроком (18%) было «Грозненское нефтепромышленное товарищество» отставного подполковника Александра Русановского.

Большие объемы нефтедобычи потребовали решения проблемы внутрипромысловой транспортировки нефти. Летом 1894 года было принято соответствующее правительственное постановление, и уже через год был пущен в эксплуатацию первый нефтепровод на Алхан-Юрте диаметром 5 дюймов и протяженностью 12 верст. Вскоре таких трубопроводов стало уже более десяти.

Ускоренно развивался и нефтеперерабатывающий сектор. В конце 1895 года был введен в эксплуатацию принадлежащий Ахвердову НПЗ, построенный английской компанией Stewart. Завод состоял из 5 керосиновых кубов емкостью 6 тыс. пудов и перерабатывал 20 тыс. пудов нефти в год. Кроме того, на территории завода имелось 2 бензиновых куба, насосная станция, 9 металлических резервуаров и электростанция. 

Одновременно ввели свой НПЗ и конкуренты — товарищество «Успех» во главе с купцом Николаевым. Вскоре на этом заводе впервые в России была осуществлена вторичная перегонка газолиновой фракции. Третьим грозненским НПЗ стал суперсовременный по тем временам завод «Общества Владикавказской железной дороги», построенный с использованием принципов регенерации теплоты. Выдающийся химик, профессор МГУ Владимир Марковников писал об этом заводе: «Он не имеет себе подобных в России, да и едва ли найдутся такие и за границей. Он производит впечатление изящной механической игрушки, в которой… все делается как бы само собой, и с замечательной правильностью». 

К началу 20 века все грозненские заводы в год перерабатывали более 30 млн пудов (около полумиллиона тонн) нефти. Грозненская нефть и нефтепродукты стали важным фактором развития российского топливного рынка.