Есть популярное в научно-исторических кругах мнение, что открытие периодического закона химических элементов, сделанное Дмитрием Менделеевым (1834-1907) — это достижение наивысшего фундаментального уровня и самый значительный вклад российской научной мысли в мировую науку.

Но Менделеев был не только гениальным химиком, но и главным теоретиком российской (да и мировой) нефтяной промышленности на этапе ее создания и бурного роста.  

Действительно, Менделеев занимался нефтянкой 45 лет, с 1862 года и до самой смерти. Главным его ноу-хау, совершившим подлинную революцию в нефтянке, была идея организации танкерных перевозок нефти: Менделеев предложил перевозить нефтепродукты не в бочках, а в железнодорожных цистернах и емкостях (танках), смонтированных в трюмах специальных нефтеналивных судов — пароходов и барж. Прогрессивная нефтетранспортная схема получила широкое распространение в мире, причем иностранцы называли танкерные перевозки нефти «русским способом» (вполне могли бы назвать и «менделеевским»). Кроме того, именно Менделеев предложил наиболее выгодный маршрут для экспорта российской нефти – трубопроводную магистраль Баку — Батуми. 

За два года до великого изобретения Карла Бенца Менделеев ка истинный визионер предвосхитил появление двигателя внутреннего сгорания: «Мне рисуется в будущем нефтяной двигатель… Под поршнем этого двигателя будет взрываться смесь воздуха и летучих частей нефти». 

В начале 80-х годов главным делом Менделеева стала нефтепереработка – Дмитрий Иванович разработал теоретические основы термического крекинга и принципиальную схему производства смазочных масел из тяжелых мазутных остатков, а также дал научное обоснование строительства новых крупных НПЗ (в первую очередь, в Поволжье).  

Отметим, что кроме нефти, Менделеев активно изучал проблемы эффективного использования и других видов горючего топлива – торфа, бурого и каменного угля, природного и попутного газа.