Перевод из газеты Аш-Шарк Аль Аусат. Лондон. 19 ноября 1436 (3 сентября 2015)
Перевод из газеты Аш-Шарк Аль Аусат. Лондон. 19 ноября 1436 (3 сентября 2015)

 

 

 

 

5467476567
Д. Шамлан Юсеф Аль-Эсса
 Кувейтский писатель

Арабским государствам Персидского залива предстоит вскоре столкнуться с целой серией экономических проблем, вызванных существенным падением цен на нефть, примерно на 60 процентов от старой цены в 110 долл. США

За годы экономического процветания, которое длилось десять лет, государствам Персидского залива удалось аккумулировать значительные финансовые ресурсы, но расходовали они их по-разному. Одни страны, такие как Саудовская Аравия, инвестировали в образование и  создание инфраструктуры, а также в развитие зарубежных представительств. В ОАЭ сосредоточились на туристической отрасли: создании музеев, строительстве туристических островов и ряде других проектов. В Катаре осуществили серьёзное обновление во всех областях, таких как культура, спорт, средства массовой информации и иностранные инвестиции. В целом, для стран Персидского залива характерны раздутые заработные платы и пособия для граждан, что призвано было обеспечить политическую стабильность в условиях революций арабской весны. Но вот дилемма: теперь эти надбавки и пособия, которые раздавали в тучные годы, граждане Персидского залива стали считать чем-то само собой разумеющимся и просто так от них не откажутся. Если вам повысили зарплату на 30–40 процентов или увеличили пособие на ребенка и другие льготные выплаты, то вряд ли вы с лёгкостью откажетесь от всего этого. А ситуация такова, что доля льготников среди, например, военнослужащих не только велика, но и продолжает увеличиваться.

В обстановке политической нестабильности в соседних арабских странах, в частности в Сирии, Ираке, Йемене, Ливии, когда разрушительные последствия идущих в них войн стали уже сказываться на внутриполитической ситуации в странах Персидского залива, уменьшение расходов на содержание служб безопасности было бы недальновидным шагом.

Государства Персидского залива сегодня стоят перед сложным выбором. В обычных обстоятельствах, в условиях экономического кризиса и таком резком падении доходов до 60 процентов, правительства в европейских странах, как мы видим, идут на сокращение расходов и проводят политику жесткой экономии. Но поскольку в Персидском заливе население привыкло полагаться на государство, осуществить подобное будет сложно.

Возникает вопрос — что делать? И как выйти из кризиса с минимальными политическими и экономическими потерями? Необходим целый комплекс экономических и политических преобразований.

Во-первых, в странах Персидского залива начать необходимо с разъяснительной кампании в СМИ, честно и прозрачно раскрывающей природу кризиса в цифрах.  Важно с уважением отнестись к мнению населения, привлечь его к принятию предстоящих судьбоносных решений, результаты которых ему предстоит пережить. Представителям государств и должностным лицам стоило бы подать пример простым людям и начать с себя.

Во-вторых, это сокращение заработной платы и пособий для руководителей. Такой подход мы наблюдали на примере некоторых европейских стран, где так именно и сделали, и лишь потом обратились к населению с предложением о снижении зарплат на десять процентов.

В-третьих, необходимо в большей степени опираться на частный сектор.

В-четвертых, пересмотр политики государственных дотаций, особенно на электроэнергию, воду, топливо, продовольствие и прочие социальные блага.

В-пятых, пересмотр политики в области образования и здравоохранения, а также  других сферах, где доказана низкая эффективность государственного управления, и изучение возможности замещения национальных квалифицированных кадров иностранной рабочей силой.

В итоге, мы видим, насколько серьёзна проблема. Некоторые государства Персидского залива приступили к осуществлению комплекса серьезных мер перед лицом грядущего кризиса, таких как, повышение цен на топливо, подготовка общественного мнения к предстоящему увеличению налогов и сборов, как это было в ОАЭ. Остальным странам Персидского залива также придётся принимать новые меры по борьбе с кризисом.