Принятый недавно 6-й санкционный пакет Евросоюза в отношении России существенно ограничил поставки российской нефти в Европу, но пока не затронул южную ветку трубопровода «Дружба», качающую сырье в Венгрию, Словакию и Чехию. Напомним читателям о том, что из себя представляет эта легендарная стратегическая магистраль, недавно отметившая 60-летие со дня пуска.

Стройка социализма

18 декабря 1958 года на проходившей в Праге X сессии Совета экономической взаимопомощи, объединявшего большинство стран социалистического лагеря, по инициативе советского лидера Никиты Хрущева было принято решение о строительстве магистрального нефтепровода из СССР в Польшу, ГДР, Чехословакию и Венгрию. Магистраль получила знаковое название — «Дружба». 

В соответствии с проектом, разработанным московским институтом «Гипротрубопровод», труба общей длиной около 6 тыс. км (!) начиналась в татарском Альметьевске — центре крупнейшего в тот период нефтедобывающего района СССР — и шла на запад через Куйбышев (ныне — Самара), Пензу, Липецк, Орел и Брянск. Около белорусского Мозыря трасса разделялась на две части. Северная проходила через Польшу в ГДР, упираясь в город Шведт, где сразу же, как и в Мозыре, началось строительство крупного НПЗ. Южная ветка через Украину шла к Праге и словацкому городу Шаги, где разветвлялась и приводила к Братиславе и Будапешту. Кроме того, нефть из трубы, погруженная на одесском терминале на танкеры, шла по Черному морю в Болгарию, в построенный возле Бургаса нефтепорт Дружба (подробнее — в материале «Галопом по Болгарии»).

Трасса нефтепровода была исключительно сложной — магистраль пересекала Полесские болота, Карпатские горы, более двадцати крупных судоходных рек, включая Волгу, Оку, Десну, Дон, Припять, Днепр, Днестр, Вислу и Дунай, а также сотни малых рек, множество автомобильных и железных дорог. Несмотря на все это, строительство, начатое 10 декабря 1960 года на самом сложном, карпатском участке, благодаря высокой механизации и четкой организации шло очень быстрыми темпами. Насосные станции поставлялись из ГДР, средства автоматики — из Венгрии, трубопроводная арматура и клапаны — из Чехословакии. Поставку труб различных диаметров — от 530 до 1020 мм — обеспечивали советские и польские предприятия, основные строительно-монтажные работы вели советские специализированные тресты (в первую очередь, «Ленгазспецстрой»).

Альметьевск — Мозырь, далее — везде

14 января 1962 года, всего через тринадцать месяцев после начала мега-стройки, был сдан в эксплуатацию первый пусковой участок от Мозыря до Бродов во Львовской области, откуда нефть по железной дороге доставлялась в резервуарный парк «Будковце» в Чехословакии. Вскоре заработал участок трубы до приграничного Ужгорода, откуда нефть опять-таки железнодорожным путем отправлялась в Венгрию, Польшу и ГДР. «Сквозное движение» нефти по трубе было открыто 15 октября 1964 года, по злой иронии судьбы — как раз к снятию Хрущева с должности первого секретаря ЦК КПСС.

«Дружба» с ее беспрецедентной длиной и восьмьюдесятью насосными станциями была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый протяженный нефтепровод в мире. Первоначальная мощность нефтепровода составляла 30 млн тонн в год, но через десять лет за счет второй нитки диаметром 1220 мм объем прокачки почти удвоился. 

В 1975 году проложено ответвление от магистральной нитки от Мичуринска в Тамбовской области до Кременчуга в Полтавской области, где был построен крупнейший на Украине НПЗ (недавно, будучи поврежденным в ходе специальной военной операции, он приостановил свою работу). В 1978 году сооружена ветка от города Унеча на Брянщине через НПЗ в белорусском Полоцке и литовском Мажейкяе к нефтеналивным терминалам на Балтийском море — в Бутинге (Литва) и Вентспилсе (Латвия). В 1981 году вступила в строй третья очередь нефтепровода на территории ГДР и Чехословакии — до Ростока, Лойны, Праги и Литвинова.

Таким образом, общая протяженность магистральной части нефтепровода составила около 9 тыс. км (из них 3,9 тыс. км на территории РСФСР). В систему вошли 46 насосных станций, включая 4 головные — «Лопатино», «Клин», «Никольское» и «Унеча», 38 промежуточных насосных станций, а также мощные резервуарные парки общим объемом хранения 1,5 млн кубометров нефти. Управление «Дружбой» осуществлялось из главного диспетчерского пункта во Львове.

Отметим, что в чешском Литвинове через перемычку Литвинов-Кралупи-Ингольштадт «Дружба» стыкуется с Трансальпийским трубопроводом (Transalpine Pipeline, TAL), идущим от итальянского порта Триест на Адриатике до западногерманских городов Карлсруэ, Ингольштадт и Нойштадт-ан-дер-Донау; эта труба протяженностью 465 км, диаметром 40 дюймов (1020 мм) и пропускной способностью 45 млн тонн нефти в год играет важнейшую роль в нефтеобеспечении Южной и Западной Европы.

Семь сестер

Как видим, «Дружба» был задуман и реализован как проект уникальный, беспроигрышный в экономическом, идеологическом и политическом плане. Действительно, символ «нерушимой братской дружбы» народов СССР и социалистических стран, трубопровод оказался очень экономически эффективным. «Дружба» создала не только огромную по масштабам инфраструктуру, где работают десятки тысяч людей из разных стран, но и основной стандарт советской, а ныне российской экспортной нефти — «уральскую смесь», Urals, под которую специально спроектированы и построены несколько крупных европейских НПЗ. 

Распад в конце 80-х годов социалистического лагеря и Совета экономической взаимопомощи, последовавший за этим коллапс СССР в 1991 году и полное изменение бизнес-модели трубопровода ничуть не поколебали эту мощную нефтетранспортную систему. Разве что центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова в Брянск.

В 2012 году «Дружба» приросла Балтийской трубопроводной системой-2, связавшей транс-европейскую магистраль с российскими экспортными маршрутами на Балтике. БТС-2 начинается в Унече и заканчивается на портовом терминале в Усть-Луге (Ленинградская область). 

Самым серьезным инцидентом в истории «Дружбы» стало прошлогоднее загрязнение нефти хлорорганикой, остановившее более чем на месяц прокачку нефти и производство на «притрубных» НПЗ в Белоруссии, Польше и Германии. Коллапса не случилось — запланированные объемы нефти ушли в Европу через Усть-Лугу, Приморск, Новороссийск и Туапсе, но как только трубу очистили, все грузоотправители немедленно вернулись на «Дружбу», транспортировка по которой существенно более эффективна. При этом партнерам «Транснефти» по прокачке и белорусским, польским и немецким НПЗ были выплачены существенные компенсации. Кстати, эта ситуация актуализировала обсуждаемый уже длительное время вопрос о введении банка качества нефти, который в настоящее время действует только в системе Каспийского трубопроводного консорциума.

Сегодня разными участками «Дружбы», протянувшейся почти на 9 тыс. км, владеют сразу семь компаний — «Транснефть» (Россия), «ГомельТрансНефть» (Белоруссия), «УкрТатНафта» (Украина), PERN (Польша и Германия), Transpetrol (Словакия), Mero (Чехия) и MOL (Венгрия). 

«Осушение» трубы

До санкций трубопровод ежегодно перекачивал из России на запад более 66 млн тонн нефти. Очевидно, что ввиду отказа Польши и Германии от российской нефти (36 млн тонн в год по итогам 2021 года) и соответствующего «осушения» северной ветки «Дружбы», значение трубопровода для российской и европейской экономики существенно снизится. Тем не менее, прокачка российской нефти в Венгрию, Словакию и Чехию в объеме порядка 14 млн тонн в год сохраняется (Еврокомиссия сообщила о сворачивании этих поставок в перспективе, но конкретную дату пока не обозначила).

Отметим, что ожидаемый профицит нефти может реанимировать тему, зависшую в многолетних дискуссиях — создание в России стратегического нефтяного резерва по образу и подобию американского, японского и южнокорейского. Вполне определенные наработки по этому проекту существуют — в частности, для размещения резерва предполагается использовать хранилища «Транснефти». Называется и объем постоянного хранения (неприкосновенного запаса) — 5 млн тонн, что, кстати, существенно уступает емкости самого маленького из американских государственных хранилищ.

Григорий Волчек