Обзор крупнейших нефтеналивных портов Румынии

Во имя сестры

В глубокой древности на месте нынешней Констанцы (румынское побережье Черного моря) находился город Томис — древнегреческая торговая колония, основанная около 500 года до н.э. В 29 году до н.э. город и окружающий его регион Добруджа были захвачены римлянами; в 8 году н.э. сюда был сослан и здесь же умер великий поэт Овидий. Позднее город получил название Константиана в честь Констанции, сестры римского императора Константина Великого. В 681 году добруджанские земли вошли в состав Болгарского царства, в 1419 году — в Османскую империю. В 1878 году, по итогам очередной русско-турецкой  войны, зафиксированным в Берлинском трактате, Констанца вместе с другими городами северной Добруджи были переданы Румынии. 

Photo by Liliana Moraru on Unsplash

Во время Первой Мировой войны, в 1916–1918 годах, город был оккупирован войсками Центральных держав (Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция); после освобождения союзными войсками Антанты возвращена Румынии. В годы Второй Мировой войны размещавшаяся в Констанце главная военно-морская база Румынии, союзницы Германии, неоднократно подвергалась ударам кораблей и авиации советского Черноморского флота. 30 августа 1944 года город был без сопротивления занят советскими морскими десантниками.

Порт Констанца в современных очертаниях был построенв 1909 году; затем несколько раз реконструировался и расширялся. В 1984 году, после  открытия канала Дунай — Черное море, порт начал принимать многочисленные речные суда из Австрии, Болгарии, Венгрии, Восточной и Западной Германии, Чехословакии и Югославии; соответственно, стал существенно расти грузооборот гавани, достигнув пика в 62 млн тонн в год (2008) при потенциальной мощности до 100 млн тонн в год. Сегодня Констанца занимает 3 место в рейтинге черноморских портов после Новороссийска и портовой агломерации Одесса — Южный — Черноморск (см. материалы «Малая земля, большой порт» и «Жемчужина у моря 2.0») и 17 место в Европе в целом. 

Площадь порта — около 4 тыс. га, включая 2,6 тыс. га акватории. Общая длина волнорезов — около 14 км, причального фронта — 30 км, глубина — до 19 м. 156 причалов гавани могут принимать танкеры водоизмещением до 165 тыс. тонн и балкеры до 220 тыс. тонн. Гавань обрабатывает большие объемыы нефти и нефтепродуктов (до 24 млн тонн в год), а также железную руду, бокситы, уголь, кокс, фосфориты, апатиты, карбамид, машины и оборудование, зерно, замороженные продовольственные товары, мелассу, растительное масло, цемент и другие строительные материалы, лесоматериалы. В порту имеются специализированные терминалы — ролкерный, паромный, контейнерный, баржевый и буксирный, а также пассажирский, обеспечивающий годовой пассажиропоток в размере 200 тыс. человек.

Нефтяной терминал Констанцы имеет 9 причалов, хранилище (7 резервуаров по 25 тыс. кубометров каждый), подземные и наземные трубопроводы общей протяженностью 50 км. Терминал соединен с национальной трубопроводной системой и крупнейшими НПЗ Румынии.

Дунайские волны

На месте нынешнего Нэводари, городка на черноморском побережье Румынии, с ХV века располагалось поселение Каракоюн (в переводе с турецкого — «черная овца»), позже переименованное в Каракей («черная деревня»). В 1927 году рыбацкий поселок получил название Нэводари (в переводе с румынского — «траулеры»). В ходе послевоенной индустриализации город стал развиваться как центр химической промышленности. После прокладки северного русла канала Дунай — Черное море существенный импульс для роста получил порт Нэводари, имеющий отдельное название — Мидия. 

Photo by Alex Sanislav on Unsplash

Несмотря на близость к огромной Констанце, расстояние до которой составляет всего 40 км, Мидия является самостоятельным портом. Общая длина волнорезов гавани — 7 км, причальной стенки — 2,2 км, площадь территории — 234 га, акватории — 600 га, количество причалов — 14, три из которых принадлежат крупной судоверфи Constanta Shipyard. Глубина 9 метров позволяет обслуживать суда дедвейтом до 20 тыс. тонн. Соответственно, нефтяной причал Мидии используется только для бункеровки малых и средних кораблей, а супертанкеры дедвейтом до 160 тыс. тонн загружаются на Midia Marine Terminal, одном из крупнейших нефтяных терминалов Черноморского бассейна (мощность — 170 млн баррелей в год). Терминал, оборудованный выносным причальным устройством, принадлежит компании Rompetrol, входящей в состав казахской госкорпорации «КазМунайГаз». С Midia Marine Terminal «состыкован» крупный НПЗ Rompetrol Rafinare/Petromidia мощностью по переработке 100 тыс. баррелей нефти в сутки. Кроме того, в порту Мидия расположен крупный СПГ-терминал Octagon Gas с десятью резервуарами и собственным причалом длиной 120 м.

Мост дружбы

В средние века в соответствии с тогдашней военной стратегией на Дунае строились парные — по обе стороны реки — крепости. Соответственно, в XIV веке на Дунае напротив Русе (Рущука) появилась крепость Гюргово (Йоргово), названная в честь  Георгия Победоносца. В 1420 году город был завоеван Османской империей, название было тюркизировано (Журжа). В всех русско-турецких войн, проходивших на Балканах в XVIII–XIX веках, город играл значительную роль и неоднократно завоевывался российской армией. В соответствии с Сан-Стефанским и Берлинским договорами 1878 года, признавшими независимость княжества Румынии, Журжа, переименованная в Джурджу, вошла в состав нового государства. Отметим, что за 10 лет за этого через город прошла железная дорога; впоследствии это обстоятельство позволило Джурджу стать одной из станций на маршруте легендарного Восточного экспресса. В 1954 годах при содействии Советского Союза был построен ставший знаменитым 2800-метровый «Мост дружбы» через Дунай, соединивший румынский Джурджу с болгарским Русе. 

Автор: TheFlyingDutchman — собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=22402891

Порт Джурджу обеспечивает перевалку контейнерных, насыпных, генеральных и наливных грузов, а также перевозку пассажиров. Порт относительно невелик (причальный фронт — 1 км, площадь крытых складов — 900 кв. м, открытых грузовых площадок — 10 тыс. кв. м); максимальная глубина 3,5 м ограничивает дедвейт обрабатываемых судов до 10 тыс. тонн. Тем не менее, Джурджу — важный хаб речных перевозок нефти и нефтепродуктов для стран Южной и Центральной Европы. Кроме того, здесь находится первый в Румынии СПГ-терминал Gas Terminal Giurgiu с собственным причалом, железнодорожной и автомобильной эстакадой и резервуарным парком общей емкостью 2,2 тыс. кубометров.

Географическое положение

Первое упоминание о придунайском поселении Галац относится к 1445 году. Как и вся территория Добруджи, Галац был ареной длительного военно-политического противостояния России и Турции (в частности, с 1789 по 1791 год город был занят русской армией). С 1878 года — в составе Румынии.

Автор: Utilizator:Iulian.crintea at ro.wp — Uploaded to ro.wp by owner, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5118789

Порт Галаца — ровесник города. На протяжении XVIII–XIX веков Галац пользовался правом беспошлинной торговли (порто-франко), что очень способствовало его развитию. Еще одно важное преимущество порта —выгодное географическое положение: он расположен на границе с Молдавией, вблизи Черного моря (расстояние до побережья — 80 км), на стыке Дуная и судоходных рек Сирет и Прут. Гавань состоит из двух доковых бассейнов и 36 причалов (20 — морских грузовых, 13 — речных грузовых, 3 — пассажирских), глубина — 7,5 м, максимальный дедвейт принимаемых судов — 20 тыс. тонн, размер складских площадей — 30 тыс. кв. м. Основные обрабатываемые грузы — сырье и продукция местного металлургического комбината, крупнейшего в Румынии. Другие грузы — нефть, нефтепродукты, лесоматериалы, сельхозпродукция. Кроме того, здесь находится крупнейшая на Дунае судоверфь. 

Cухопутный остров

Во времена византийского владычества Сулина, расположенная на стыке дунайской дельты и черноморского побережья, была небольшой пристанью. С 1484 года — в составе Османской империи. В XVIII веке был прорыт канал к морю длиной 4 мили и построен большой маяк, который до сих пор является главной достопримечательностью города и порта. Большую часть первой половины XIX века Сулину контролировала Россия; в этот период местная гавань стала важным звеном в торговле зерном. 

Парижский мирный договор 1856 года, подписанный по итогам Крымской войны, вернул город Османской империи. В 1870 году турецкие власти предоставили Сулине статус порто-франко. Кроме того, в городе разместилась штаб-квартира Дунайского комитета, организовавшего в устье великой европейской реки масштабные инфраструктурные работы с целью сделать дунайские гирла пригодными для прохода, стоянки и обслуживания крупных речных и морских судов. В частности, в 1904 году для увеличения водности Сулинского канала на мысе Измаильский Чатал была построена струенаправляющая дамба. 

Порт Сулины состоит из двух доковых бассейнов; длина причального фронта — 1,5 км (для перевалки нефти и нефтепродуктов имеется специализированный причал), глубина — 9,5 м, что позволяет обслуживать суда дедвейтом до 35 тыс. тонн. Крытые склады имеют площадь 2,5 тыс. м, открытые грузовые площадки — 10 тыс. кв. м. Судоремонтный завод, оборудованный слипами для морских и речных судов, обеспечивает все виды ремонта флота. Навигация поддерживается круглый год; при замерзании реки и канала используются ледокольные суда.

Интересно, что Сулина, со всех сторон окруженная дунайскими протоками и заповедными территориями, не связана с дорожной сетью. То есть, по сути, Сулина представляет собой «сухопутный остров», добраться до которого можно только по воде.

Григорий Волчек