На Шелковом пути
Бакинский порт существует с глубокой древности, стыкуя Великий шелковый путь и транспортный коридор «север-юг», соединяющий Россию с Ближним и Средним Востоком. Первое документальное упоминание о порте Баку датировано далеким 1564 годом.
Строительство современного порта Баку началось в середине XIX века, и было связано с бурным развитием нефтедобычи и нефтепереработки на Апшеронском полуострове. Основные транспортные маршруты пролегали из порта по морю в Астрахань, Красноводск (Туркменбаши), Петровск (Махачкала) и иранский Энзели, а по железной дороге, пущенной в эксплуатацию в 1872 году — в Поти и Батуми.
В советское время порт неоднократно реконструировался: так, в 1963 году здесь был введен в эксплуатацию крупный паромный терминал, а спустя 10 лет — пассажирский терминал и новый морской вокзал. К моменту распада СССР (1991 год) порт переваливал 11 млн тонн грузов в год, включая 7,5 млн тонн нефтеналивных грузов.
В постсоветский период, в 2010–2018 годах, был построен новый Бакинский порт в поселке Алят Карадагского района, в 65 км к юго-западу от столицы Азербайджана. Площадь новой гавани составляет 400 га, из которых 120 га занимает зона свободной торговли. Пропускная способность Алята — 17 млн тонн в год, в том числе 150 тыс. TEU-контейнеров. По завершении второй очереди грузооборот порта будет увеличен до 25 млн тонн в год (1 млн контейнеров).
«Ядро» Алята — паромный терминал, обслуживающий 13 двухэтажных паромов, каждый из которых может перевозить 26 железнодорожных вагонов общей длиной 364 м. Регулярные паромные маршруты проложены в туркменский Туркменбаши и казахский Курык. Основной поток транзитных грузов приходит из Китая.
В состав Бакинского порта входят два крупных нефтяных терминала. Azertrans мощностью 5 млн тонн в год расположен в бухте исторической гавани, в центре Баку. Его нефтехранилище состоит из 15 резервуаров общим объемом 100 тыс. кубометров; имеется железнодорожная эстакада налива. Основная задача терминала — перевалка нефти и нефтепродуктов, доставляемых танкерами из каспийских портов Туркменистана, Казахстана и России, по железной дороге в порты Черного моря.
Терминал Дюбенди, расположенный в 50 км к северо-востоку от Баку, имеет обширный резервуарный парк общей емкостью 300 тыс. кубометров и переваливает нефть и нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, лигроин, авиакеросин и мазут). Терминал построен в 1951 году для приема нефти с легендарного морского месторождения Нефтяные Камни (Нефт Дашлары); этот воспетый писателями и художниками искусственный остров с начальными извлекаемыми запасами более 200 млн тонн нефти и добычей до 7,6 млн тонн нефти в год в первые годы своего существования был крупнейшим в мире морским нефтепромыслом.
В настоящее время Дюбенди принимает нефть с морских и сухопутных месторождений азербайджанской госнефтекомпании SOCAR, а затем транспортирует сырье на НПЗ. Кроме того, терминал осуществляет транзит нефти и нефтепродуктов; пропускная способность терминала составляет 10 млн тонн в год.
Большой транзит
В 45 км к югу от Баку, недалеко от поселка Сангачал Карадагского района, расположен принадлежащий BP-Azerbaijan Сангачальский терминал — мощный промышленный комплекс (один из крупнейших на постсоветском пространстве), предназначенный для сбора, обработки, хранения и экспорта нефти и природного газа. Общая площадь терминала, введенного в эксплуатацию в 1997 году, составляет около 600 гектаров.
Основной объем нефти — около 30 млн тонн в год — поступает на Сангачал по подводному трубопроводу с гигантского морского месторождения Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ, см. материал «Контракт века») и затем транспортируется на экспорт по магистральному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Здесь же, в Сангачале, расположены головная насосная станция и диспетчерская БТД, контролирующая огромную трубу диаметром 1100 мм и пропускной способностью 60 млн тонн нефти в год на всей ее 1768-километровой протяженности (443 км — длина азербайджанского участка, 249 км — грузинского и 1076 км — турецкого).
Помимо закачки нефти с АЧГ, Сангачальский терминал на 5 морских причалах принимает танкерную нефть с восточного побережья Каспия — из казахского Актау и туркменской Аладжи — в объеме около 5 млн тонн в год.
Кроме того, на Сангачале расположены головные сооружения 42-дюймового Южно-Кавказского трубопровода «Баку — Тбилиси — Эрзерум» (SCP), транспортирующего газ с каспийского месторождения Шах-Дениз в Турцию и Южную Европу. Объем прокачки газа — 26 млрд кубометров в год.
Григорий Волчек