Белая гора

Западно-казахстанский Актау построен в безводной прикаспийской пустыне в начале 60-х годов прошлого века в рамках создания советского «ядерного щита». Город создавался с чистого листа по генеральному плану, разработанному Ленинградским проектным институтом по заказу Министерства среднего машиностроения СССР. Градообразующим предприятием являлся Прикаспийский горно-металлургический комбинат, занимавшийся добычей, переработкой и обогащением урановой руды. 

Населенный пункт несколько раз менял название — сначала поселок Актауский, потом — город Актау, с 1964 года — Шевченко (в честь поэта Тараса Шевченко, находившегося здесь в ссылке в середине XIX века). В 1991 году городу было возвращено историческое название, которое с казахского языка переводится как «белая гора». 

Актау не имеет естественных источников питьевой воды, и поэтому его водоснабжение полностью обеспечивается дистилляцией морской воды в многокорпусных испарительных установках («самоварах»). Промышленные опреснители используют вторичный пар с ТЭЦ. Раньше источником пара был ядерный реактор на быстрых нейтронах БН-350 мощностью 120 тыс. кубометров воды в сутки — это первая в мире атомная опреснительная установка; в настоящее время реактор остановлен и заглушен.

Актау — один из основных центров казахской нефтянки, а также «морские ворота» Казахстана — крупнейший порт страны с годовым грузооборотом 18 млн тонн.

Строительство Актауского порта началось в 1963 году; спустя 6 лет первый из 11 причалов был сдан в эксплуатацию. Большую часть перевозок через гавань Актау составляют нефть и нефтепродукты — до 12 млн тонн в год (6 нефтеналивных причалов). Другие ключевые грузы — металлы, зерно, минеральные удобрения, промышленное оборудование, строительные материалы (камень-ракушечник, щебень, песок, строевой лес), продукты питания, потребительские товары, комбикорм и контейнерные грузы.

Количество одновременно обрабатываемых судов — 9, площадь открытых грузовых площадок — 80 тыс. кв. м, площадь крытых складов — 2 тыс. кв. м, глубина основных причалов — 7 м. В гавани имеется 6 портальных кранов, 6 мобильных кранов, 24 автопогрузчика, 5 тягачей, 8 полуприцепов и 2 ричстакера. Портофлот насчитывает 4 судна — два универсальных буксира, нефтесборщик и сборщик льяльных вод.

Между Актау и Баку установлено постоянное паромное сообщение; железнодорожные паромы и суда rо-rо проходят 253 морские мили за 18 часов. Паромы вмещают до 54 железнодорожных вагонов и 35 большегрузных автомобилей.

В состав порта Актау входит портопункт (грузовой район) Баутино, расположенный в одноименном поселке в 150 км к северу от Актау, на побережье Тюб-Караганского залива. Баутино — береговая база гигантского морского проекта Кашаган с извлекаемыми запасами 1,5 млрд тонн нефти и годовой добычей 16,5 млн тонн (оператор — международный консорциум North Caspian Operating Company).

На мысе Стража

Поселок Курык (до 1993 года — Ералиев), расположенный в 90 км к югу от Актау на полуострове Мангышлак, на побережье залива Александра Бековича-Черкасского — административный центр Каракиянского района Мангистауской области. В 2008 году было принято решение о создании здесь, в районе мыса Стража, универсального морского порта. Строительство новой гавани началась в 2015 году; спустя три года портовый комплекс из четырех причалов общей протяженностью около 500 м был сдан в эксплуатацию.

Порт с годовым грузооборотом около 10 млн тонн может принимать суда длиной до 170 м и осадкой до 5 м. Регулярная паромная линия связывает Курык с Алятом; часть акватории порта занимает первая в Казахстане судостроительная верфь Ersay Caspian Constructor. Помимо казахстанских грузов, Курык обрабатывает транспортные потоки, идущие из Узбекистана и Китая. Основные переваливаемые грузы — наливные, генеральные, насыпные и контейнерные. 

Нефтяной терминал Курыка, расположенный на территории 26 га, имеет два причала; его годовая мощность — 2,6 млн тонн нефти и нефтепродуктов и 300 тыс. тонн сжиженных углеводородных газов.

Оплот яицких казаков

История западно-казахстанского города Атырау начинается в 1640 году, когда русский купец Гурий Назарьев близ устья реки Яик (ныне — Урал) построил деревянный острог, позднее перешедший в ведение Яицкого казачьего войска. В 1648 году по царскому указу здесь была возведена каменная крепость — Нижний Яицкий городок, который в XIX веке был переименован в Гурьев в честь основателя поселения. 

Через город проходит граница между континентами — река Урал делит город на европейскую («самарскую») и азиатскую («бухарскую») части. 

В начале ХХ века, с развитием Эмбинского нефтяного района, Гурьев стал центром нефтедобывающей промышленности Казахстана. Этот статус город имеет до сих пор, в том числе, благодаря гигантскому Тенгизскому проекту, управляющий офис которого украшает центр Атырау (см. материалы «Борьба за Тенгиз» и «Как запускали Тенгиз»). Кроме того, важное значение имеет НПЗ, один из трех в Казахстане. Это предприятие было построено во время Великой Отечественной войны на основе американского оборудования, поставленного в СССР по ленд-лизу; в настоящее время завод, принадлежащий госкомпании «КазМунайГаз», перерабатывает 5,5 млн тонн нефти в год.

Еще одна базовая отрасль Гурьева/Атырау — рыбная: в 1930-х годах здесь был построен крупнейший в Казахстане рыбоконсервный комбинат с жилым массивом Балыкши. 

В советское время Гурьев стал центром огромной области, граничащей сразу с тремя союзными республиками — РСФСР (Астраханская область), Узбекистаном (Каракалпакия) и Туркменией (Красноводская область). В 70-е годы, в период активного освоения природных богатств полуострова Мангышлак (нефть, газ, урановая руда), южная часть Гурьевской области была выделена в отдельный регион — Мангышлакскую (Мангистаускую) область с центром в городе Шевченко (Актау). В 1991 году Гурьев переименован в Атырау, что на казахском языке означает «камышовая отмель». 

Атырауский речной порт, расположенный на правом берегу Урала, начал свою работу в 1916 году, когда было открыто регулярное речное сообщение между Гурьевом и Уральском. В 1931 году организовано Гурьевское управление Урало-Каспийского пароходства, в 1964 году Гурьевский речной порт стал самостоятельным предприятием. В 2010 году проведена полная реконструкция гавани — построены новые причальные стенки, объекты инфраструктуры, вспомогательные сооружения. Это, в частности, позволило порту эффективно выполнить работу по доставке уникальных крупногабаритных модулей для морских и береговых технологических объектов Кашаганского месторождения. Площадь открытых грузовых площадок порта — 31 тыс. кв. м, крытых ангаров — 1,7 тыс. кв. метров, годовой грузооборот — около 2 млн тонн. 

Соль и хлеб

Русские переселенцы появились в Прииртышье, на месте нынешнего Павлодара, в 1594 году — они приехали сюда для добычи соли в Ямыш-озере. Спустя век по указу Петра Первого на правом берегу Иртыша началось строительство крепостей, включая Коряковский форпост. Местные жители активно занимались земледелием — выращивали зерно, овощи, фрукты. Кроме того, Коряковский форпост стал одним из центров соледобычи в обширном степном регионе.

В 1838 году форпост был преобразован в станицу Коряковскую, которая через четверть века получила статус «заштатного города с наименованием Павлодар». Вскоре город стал уездным центром Семипалатинской области. 

«Второе дыхание» город получил в 50-60-е годы ХХ века, в ходе освоения целины. В этот период Павлодар стал областным центром, городом с быстрорастущей экономикой и социальной сферой. Помимо мощного зернового хозяйства (зерносовхозы, элеваторы, машинно-тракторные и агрохимические станции, предприятия по ремонту и обслуживанию сельхозтехники) здесь были построены крупные промышленные предприятия — комбайновый и алюминиевый заводы. В 1978 году к ним добавился НПЗ; сегодня завод, принадлежащий «КазМунайГазу», перерабатывает западносибирскую нефть по топливному варианту, обеспечивая глубину переработки до 85% и проектную мощность 5,1 млн тонн нефти в год.

Павлодарский порт, расположенный на Иртыше — крупнейшая речная гавань Казахстана. Порт, построенный на месте исторической пристани, начал работу в 1965 году, а уже через 20 лет стал крупнейшим в СССР речным перевалочным хабом с годовым грузооборотом 6,5 млн тонн. В настоящее время через порт идут экспортно-импортные потоки в Россию и Китай и из этих стран в Казахстан. Основные грузы — песок, щебень, уголь, кокс, техническая соль, лесоматериалы, контейнеры и негабаритные грузы. Кроме того, порт выполняет работы по очистке гидрологических объектов (дноуглубление и руслоочистка), а также добывает и реализует речной песок в объеме до 1 млн тонн в год. Гавань имеет большой портофлот из 30 плавсредств, включая плавучие краны, буксиры, баржи и земснаряды.

Григорий Волчек

P.S. О нефтепортах Аладжа/Хазар (ранее — Челекен) и Экерем – специализированных терминалах Туркменбашинского порта (Туркмения) – читайте в материале «Порт красной воды».