По данным исследования, подготовленного консалтинговой компанией Frost & Sullivan и РВК, к 2020 г. 12 крупнейших мировых автопроизводителей выведут на рынок порядка 20 моделей автомобилей на водородных топливных элементах, которые со временем станут альтернативой двигателям внутреннего сгорания. Эксперты прогнозируют быстрый рост продаж таких автомобилей: до 583 тыс. единиц в год к концу следующего десятилетия.

Согласно прогнозу, в ближайшие годы лидерство на рынке водородного транспорта будут удерживать автогиганты Toyota и Hyundai. Так, к 2030 г. на Toyota будет приходиться порядка 30% всего объема продаж автомобилей на водородном топливе, а на Hyundai – около 25%. Активные разработки в этой области также ведут BMW, Daimler и Honda, готовящиеся представить на рынок новые модели в этом сегменте.

Основными регионами, инвестирующими в развитие водородного топлива, станут Япония, Южная Корея, США и страны Европы. Решающую роль в успешной коммерциализации разработок будет играть создание инфраструктуры для заправки водородным топливом. Сейчас количество водородных станций в мире невелико — порядка 250, из них 75%, по данным исследования, расположены в Северной Америке и Европе. Отсутствие заправочной инфраструктуры является главным сдерживающим фактором роста рынка автомобилей на водородных двигателях. Frost & Sullivan прогнозирует рост числа заправочных станций до 7,5 тыс. единиц в мире к 2030 г.

В России рынок автомобилей данного типа пока не сформирован, но в перспективе водородные топливные элементы могут быть широко востребованы потребителями. «Водородные автомобили имеют преимущество в потенциальном запасе хода в условиях холодных российских зим на фоне электромобилей, которые значительно сокращают максимальный запас хода в холодное время года. Стоимость их обслуживания может стать ниже классических моделей, что также сыграет существенную роль в потребительских предпочтениях и развитии рынка», — комментирует представленное исследование Алексей Волостнов, управляющий директор Frost & Sullivan в России.

По словам заместителя генерального директора — директора по развитию инновационной инфраструктуры РВК Михаила Антонова, рынок водородных топливных элементов имеет значительный потенциал, поскольку это экологически чистый источник энергии с огромным ресурсом. Но для их масштабного коммерческого использования, по словам Антонова, необходимо преодолеть ряд технологических ограничений: добиться высоких показателей энергоплотности элементов, обеспечить компактность и безопасность эксплуатации.

Среди новых решений в сегменте можно отметить новую версию экспериментального водородного тягача компании Toyota. Проходящий испытания в районе Лос-Анджелеса Project Portal 2.0 обладает большим запасом хода, составляющим более 482 км. Осенью этого года стартуют испытания по перевозке грузов. Toyota протестирует новый грузовик в портах Лос-Анджелес и Лонг-Бич. Предполагается, что перевозка грузов с помощью нового тягача начнется осенью 2018 г.

В конце прошлого года Daimler сделала громкое заявление о возможности использования водородных топливных элементов для резервного питания вычислительных центров. Автогигант, представляя на выставке во Франкфурте предсерийные образцы водородных автомобилей Mercedes-Benz GLC F-CELL, рассказал о новом поколении топливных элементов. Технологические решения, разработанные Daimler в сотрудничестве с несколькими компаниями, позволили создать стационарный вариант использования водородных топливных элементов, предназначенный для резервного питания вычислительных центров.

Мария Кутузова