Большой маневр на триллион

Вице-премьер Дмитрий Козак рассказал о «завершении налогового маневра в нефтяной отрасли». Последний разворот должен пополнить бюджет на дополнительные 1,3–1,6 трлн рублей за ближайшие шесть лет. Большой «последний маневр» в нефтянке предполагает поэтапную отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также рост налога на добычу полезных ископаемых. Соответствующий законопроект уже одобрен правительством и внесен в Государственную думу.

Предполагается при «завершении налогового маневра» повысить налог на добычу полезных ископаемых на нефть, исходя в подсчетах из действующей ставки налога.

Козак рассказал о возможных «форс-мажорах», во время которых будут временно вводиться экспортные пошлины на нефтепродукты. Например, если цены на нефтепродукты вырастут в течение одного квартала на 20%, будет введена заградительная экспортная пошлина на бензин в 90%. 

Как рассказал Козак, компаниям под санкциями (например, «Роснефть», НОВАТЭК и «Сургутнефтегаз»), а также НПЗ, которые завершат модернизацию в течение трех лет будет предоставляться возвратный акциз на нефть, который будет учитывать «аспект логистики» доставки углеводородного сырья для удаленных нефтеперерабатывающих мощностей. По словам главы правительства РФ Дмитрия Медведева, российские власти сделали выводы из ситуации с ценами на топливо, чтобы не допустить повторения ситуации предлагается «ряд серьезных инноваций».

Эксперты РАНХиГС и Института Гайдара в новом выпуске «Мониторинга экономической ситуации в РФ» отмечают «ситуативное совпадение» позиций России и США по поводу недопущения роста нефтяных котировок на мировом рынке, так как он, по их мнению, провоцирует подорожание топлива на внутреннем рынке обеих стран. «Эрозия соглашения ОПЕК+, ограничивающего производство нефти, стала очевидной после заявлений профильных министров России и Саудовской Аравии о вероятном росте добычи в обеих странах. Но когда выяснилось, что американская администрация просила Эр-Рияд наращивать добычу, чтобы не допустить дальнейшего роста цен на сырье, то обнаружилось не вполне стандартное, ситуативное, но все же совпадение», — утверждают экономисты.

Отличие между двумя странами состоит в том, что в Штатах последняя администрация проводит активную поддержку нефтегазовой индустрии, что создает ей конкурентные преимущества на мировых рынках. В России правительство озабочено, прежде всего, пополнением бюджета из самых разных источников. Все это накладывается на так называемый налоговый маневр в российской нефтяной отрасли, проводимый с перерывами и с разной степенью успеха в последние четыре года и теперь «как будто вступающий в завершающую стадию» не в самой благоприятной ситуации — при резко выросших мировых ценах.

Ранее логика маневра состояла в обнулении экспортных пошлин на нефть (при адекватном росте НДПИ) с целью повысить эффективность нефтепереработки и стимулировать модернизацию НПЗ, компенсируя при этом рост цен на внутреннем рынке, возможном при растущем экспорте, снижением акцизов на нефтепродукты. Позитивный результат состоял в том, что средняя глубина переработки в РФ повысилась с 71% в 2013 г. (по сравнению с 90-95% в развитых странах) до 81% в 2017 г. Однако модернизация многих НПЗ отодвигалась, неэффективная переработка — по-прежнему субсидировалась, экспортная пошлина — не снижалась, зато акцизы — росли два года подряд. Ситуация усложнилась в последние месяцы ввиду заметного роста розничных цен на нефтепродукты из-за повышения акцизов и резкого роста мировых цен на нефть.

При текущем уровне нефтяных цен проведение налогового маневра окажется более болезненным (потребуется радикальное снижение акцизов), чем ранее, когда цены находились на низком уровне: «идеальный момент был упущен», констатируют эксперты. Но это не отменяет необходимости проведения маневра, дальнейшая консервация неэффективности в переработке приведет лишь к новым потерям для государства, а предлагаемая возможность повышения экспортных пошлин на нефтепродукты в дальнейшем снизит стимулы к их производству и модернизации, что чревато серьезными последствиями и с точки зрения розничных цен, и нефтепереработки в целом.

Для завершения реформирования налоговой системы нефтяной отрасли, заключают эксперты, по-прежнему актуальным является вариант, включающий полную отмену вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты при эквивалентном повышении НДПИ в 2019 г., снижение до 2024 г. акцизов на нефтепродукты для сдерживания внутренних цен, введение (с постепенным сокращением до 2024 г.) субсидий НПЗ в целях их модернизации.

Мария Кутузова