Акциз во благо?

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Минэнерго России предлагает ввести обратный акциз для стимулирования нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), выпускающих бензины и авиакеросин. Об этом сообщил журналистам заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов.

Обратный акциз предполагает возврат акцизов с объемов нефти, которые идут на переработку. Фактически это означает снижение налоговой нагрузки для завода: на нефть, которая поставляется на определенные НПЗ, вводится акциз, но затем заводы получат налоговый вычет, который этот акциз превышает. По словам Молодцова, обратный акциз будет предоставлен на тот объем нефти, из которого производятся нефтепродукты для внутреннего рынка. «Прежде всего, это нас будет интересовать как мера стимулирования производства бензинов и, возможно, авиакеросина», — сказал замглавы ведомства.

«Акциз будет вводиться на нефть для нефтепереработки с понятными выходами. При этом мы должны четко понимать, что завод уже модернизирован и не будет заниматься производством прямогонного бензина», — добавил Молодцов.

Ввести обратный акциз Минэнерго предлагало еще в апреле по инициативе «Роснефти», которая просила правительство поддержать ее НПЗ с помощью целого комплекса мер, включая вышеназванный акциз. Тогда Кирилл Молодцов говорил о том, что обратный акциз могут получить компании, поставляющие нефтепродукты на внутренний рынок. Министерство также предлагало давать НПЗ отсрочку от уплаты акцизов на срок модернизации.

Минфин, в свою очередь, считает, что идея обратного акциза требует доработки. Так, необходимо дополнительно обсуждать сроки и детали введения такого акциза. Кроме того, по словам источника в ведомстве, Минфин считает, что обратными акцизами нужно стимулировать заводы, которые достигли уровня выхода светлых нефтепродуктов в 80%. «Таких заводов в России пока нет, но именно такое производство можно стимулировать, а не давать льготы существующим заводам», — добавляет он.

«К показателю 80% ближе всего три НПЗ: ТАНЕКО «Татнефти», Уфимский НПЗ «Башнефти» и Омский НПЗ «Газпром нефти», — пояснил заведующий кафедрой технологий переработки нефти РГУ нефти и газа им.Губкина Владимир Капустин. «Другие заводы смогут достичь этого уровня, построив не меньше 20 установок замедленного коксования или гидрокрекинга остатков. Для этого в ближайшие 5 лет им нужно потратить $20–25 млрд», — уточнил он. По данным эксперта Vygon Consulting Сергея Ежова, на сегодняшний день средний уровень выхода светлых нефтепродуктов в России не достиг и 65%.

Замминистра финансов Илья Трунин уточнил, что налоговый маневр в виде обратного акциза подразумевает дальнейший перенос фискальной нагрузки с экспорта нефти на добычу. По его словам, сейчас приоритетом правительства является создание стабильной фискальной системы в отрасли, которая должна быть построена как на налогообложении чистого дохода от добычи нефти, так и на отказе от вывозных пошлин.

«Важно понимать, что конкретных бенефициаров среди компаний не будет, поскольку все они имеют и хорошие по технологическим показателям заводы, и сравнительно отсталые производства», — отмечает эксперт энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко. По ее словам, выгоду получит тот, кто будет выполнять планы по модернизации. «Но для этого нужны и инвестиции, делать которые сложно в период низких цен на нефть, и необходимость вкладывать средства в разработку все более «трудной» ресурсной базы», — говорит Грушевенко. Эксперт также не исключает, что обратный акциз может снизить цены на те виды нефтепродуктов, к которым будет применяться.

Кристина Кузнецова