Согласно исследованию, проведенному Федерацией автовладельцев России (ФАР), около 76% АЗС в стране обманывают автомобилистов. «Согласно нашему методу, за недолив принималось расхождение более 1%, между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС», — говорится в сообщении организации.

Исследование было проведено в связи с участившимися жалобами автовладельцев. Оно проводилось на основе разработанной ФАР методики в режиме «тайного покупателя». Мониторинг недолива АИ-92 и АИ-95 проводился на 34 АЗС в 13 субъектах России. Так же проводилась выборочная проверка качества бензина. В работе Федерация использовала специально оборудованный автомобиль.

«Недолив среди ВИНКов составил 20%, один из пяти (недолив 1,63% — на уровне погрешности). Недолив среди федеральных и крупных региональных сетей составил 81% (средний недолив 4,97%, максимальный — 19,03%). Недолив среди мелкосетевых и частных АЗС составил 100% (средний недолив — 5,66%, максимальный — 8,03%). Средний недолив по выборке составил 5,05%», — уточняется в сообщении.

Кроме того, согласно исследованию, на большинстве АЗС качество топлива не соответствовало заявленным стандартам.

В ФАР отмечают, что причиной недолива могут быть экономические причины. «Если оптовая цена на бензин выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух», — говорится в сообщении.

«Исправить ситуацию можно путем разработки методики определения количества топлива в режиме закупки тайным покупателем и дальнейшего определения точных количественных показателей. Методику должно разработать государство, но контроль за работой АЗС должен быть государственно-общественным», — прокомментировал глава ФАР Сергей Канаев.

Исследование ФАР привлекло внимание чиновников. Проблема недолива топлива на российских заправках и шаги по ее решению вынесут на обсуждение очередного заседания Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под председательством главы минпромторга Дениса Мантурова. А Росстандарт даже признал показательной выборку ФАР по исследованию. «Результаты проверки легли в основу формирования комплекса мер по борьбе с недоливом топлива и в дальнейшем могут стать основанием для новых проверок АЗС», — пояснили в Росстандарте.

Некоторые частные розничные заправщики не отрицают, что на топливном рынке существует проблема недолива. Однако, по их мнению, масштабы ее не таки велики.

Голосом розничных сетей АЗС стал Независимый топливный союз (НТС), который ответил на исследование ФАР собственным заявлением.

Критике экспертов НТС подверглась сама методика «тайного покупателя» по выявлению недолива. «Методика явно несовершенная и предполагает значительные ошибки измерения из-за элементарного испарения бензина, а также возможных утечек во время налива и перелива. Естественные потери при текущей летней погоде могут составить до 10%», — говорится в заявлении.

Еще больше вопросов вызывают у экспертов выборка и выводы исследования. «Есть вопросы по репрезентации исследования, так как не соблюдены пропорции между долями АЗС, принадлежащих вертикально-интегрированным компаниям, независимыми АЗС и региональными сетями. При условии, что выборка была случайной (а у наших специалистов есть глубокие сомнения в этом), ошибка выборки исследования ФАР составляет 16,8%. Поэтому выводы из исследования ФАР, что «недолив среди мелкосетевых и частных АЗС составил 100%» является грубой манипуляцией», — считают в НТС.

В связи с этим участники рынка намерены оспорить данные отчета ФАР в суде.

Кристина Кузнецова