Международное энергетическое агентство опубликовало ежегодный прогноз развития газового рынка Gas 2018. Рост спроса со стороны промышленных потребителей, значительный прирост потребления природного газа в Китае, а также увеличение поставок газа из США — главные факторы, определяющие трансформацию мировых рынков газа. МЭА прогнозирует рост спроса на газ в среднем на 1,6% в год в период до 2023 г. Глобальные потребности в природном газе превысят в этот период 4,1 трлн куб. м в год (3,74 трлн куб. м по итогам 2017 г.).

По словам главы Международного энергетического агентства Фатиха Бироля, Китай станет крупнейшим в мире импортером газа в ближайшие 2–3 года, добыча и экспорт газа резко вырастут в США, крупнейшим сегментом прироста спроса на газ станет производство электроэнергии. Потребление природного газа с 2017 г. по 2023 г. увеличится здесь на 60%, главным образом за счет государственной политики в КНР, направленной на сокращение загрязняющих воздух выбросов, связанных с использованием угля на электростанциях.

Доля Китая в мировом приросте спроса на газ в ближайшие пять лет составит 37%. КНР обгонит Японию по объемам ввозимого в страну газа и станет крупнейшим в мире импортером газа к 2019 г. Импорт газа в Китай в 2023 г. может достигнуть 171 млрд куб. м, большую часть из этих поставок обеспечит сжиженный природный газ. Средний показатель роста спроса на газ в КНР в прогнозируемый период составит 8% в год. МЭА также прогнозирует значительный рост потребления газа в других частях Азии, в том числе в Южной и Юго-Восточной Азии, что обусловлено сильным экономическим ростом и усилиями властей по улучшению качества воздуха.

По информации агентства, на промышленных потребителей придется более 40% роста глобального спроса на газ до 2023 г. Этот прирост будет особенно заметен в азиатских и других развивающихся странах за счет увеличения использования газа в промышленных процессах, в том числе в качестве сырья для газохимии и производства удобрений. Спрос на газ со стороны промышленных потребителей будет расти в основных газодобывающих регионах, прежде всего, Северной Америке и Ближнем Востоке.

Что касается изменений со стороны предложения газа, МЭА особо выделяет продолжающуюся сланцевую революцию в Соединенных Штатах. Она обеспечит быстрый рост производственных и экспортных мощностей в США в период до 2023 г. За последние десять лет страна закрепила за собой первое место по объемам производства газа. На США приходится примерно 45% от прироста мировой газодобычи и примерно три четверти в наращивании объемов производства СПГ. Большая часть прироста газодобычи в ближневосточных странах, Египте и Китае обеспечит рост спроса на внутренних рынках.

Что касается России, МЭА отмечает стремление РФ диверсифицировать направления и способы поставок природного газа на мировые рынки. Российский «Газпром» реализует несколько новых трубопроводных проектов, в том числе прокладывает газопровод в Китай. Развивается экспорт российского СПГ. Тогда как на основном направлении трубопроводных поставок природного газа из России — в европейских странах — растет дефицит газа из-за сокращения добычи в Северном море, а также на крупнейшем сухопутном газовом месторождении в Европе — Гронинген в Нидерландах, что потребует дополнительных импортных поставок газа в виде СПГ, а также трубопроводным транспортом.

СПГ быстро завоевывает все большую долю в международной торговле природным газом, прежде всего, в Азии. Уже к 2023 г. на сжиженный природный газ будет приходиться порядка 40% мировой торговли природным газом. Азиатские рынки поглотят примерно половину глобального импорта СПГ в 2023 г. Рост поставок СПГ серьезно повлияет на торговые потоки, структуру ценообразования на природный газ и повышение глобальной энергетической безопасности.

Мощности по сжижению природного газа вырастут за ближайшие пять лет примерно на 30%, чему будет способствовать многочисленные СПГ-проекты в Соединенных Штатах: эта страна обеспечит порядка 75% от общего прироста глобальных экспортных поставок СПГ в 2018–2023 гг. Рост производства и экспорта СПГ также будет наблюдаться в этот период в Австралии и России. Однако МЭА предупреждает о возможном дефиците поставок сжиженного природного газа в период 2020–2023 гг.

Мария Кутузова