Нефтяная компания Shell предложила агентству S&P Global Platts защитить нефтяной эталон Brent от последствий сокращения добычи в Северном море, включив в него другие марки, например, российский Urals. Об этом сообщает REUTERS.

С подобным заявлением в среду на конференции Global Crude Oil Summit в Лондоне выступил вице-президент нефтетрейдингового подразделения Shell Майк Мюллер. Он подчеркнул, что Urals широко используется нефтеперерабатывающими заводами Европы, поэтому предложение включить этот сорт в корзину Brent достойно внимания.

«Североморский бенчмарк необходимо поменять, возможно, расширив корзину за счет включения в нее других региональных сортов», — цитирует его слова Bloomberg.

Мюллер также предложил рассчитывать цены на Brent, исходя из средней цены нефтяной корзины, вместо того, чтобы брать самую низкую цену одного из сортов нефти по состоянию на конкретный день. По мнению Мюллера, это облегчит процесс ценообразования.

По мнению собеседников «Ъ», идея прозвучала в ходе дискуссии о давно известных проблемах Brent из-за истощения месторождений Северного моря. Производители нефти, трейдеры и переработчики опасаются, что сокращение физических отгрузок приведет к снижению качества проводимой Platts оценки цен сделок с Brent, а это, в свою очередь, — к росту волатильности на рынках. Это может подорвать доверие к индикатору Brent, на котором основано ценообразование 70% сделок с нефтью в мире.

Brent – сорт легкой малосернистой нефти, добываемой на одноименном месторождении в Северном море. С 1970-х годов исходя из ее котировок определяется стоимость других европейских сортов. В настоящее время смесь Brent состоит из нескольких близких по качеству сортов нефти. Помимо одноименной марки Brent, в нее входят Forties, Oseberg и Ekofisk. Из-за падения добычи с 2018 года корзина будет включать сорт Troll с одноименного норвежского месторождения. Это уже само по себе спорное решение: очень легкая нефть Troll обладает повышенной кислотностью, и далеко не все НПЗ могут ее переработать. Кроме того, Troll не решает проблемы, поскольку, по оценкам Platts, даже при этом физический поток Brent сократится с 1 млн баррелей в день до менее 500 тыс. баррелей в сутки к 2025 году, что является критическим уровнем для бенчмарка.

Urals — российская марка экспортной нефтяной смеси, получаемая смешением в трубопроводах «Траснефти» тяжелой высокосернистой нефти Урала и Поволжья с легкой западносибирской нефтью Siberian Light. Содержание серы в Brent Северного моря – 0,4%, а в Urals (при поставках на Балтике) – 1,44%. По словам директора Small Letters Виталия Крюкова, зарегистрировать новый маркерный сорт, как это планировало правительство РФ в 2004, а затем в 2007 году, очень сложно. Значительно перспективнее вариант попасть в корзину Brent. «Включение Urals в корзину позволило бы повысить ликвидность Urals и снизить и даже нивелировать дисконт относительно Brent как минимум на отдельные партии», — говорит Крюков.

Однако, как считают аналитики, есть ряд веских причин, по которым Urals туда не попала и вряд ли попадет. Во-первых, такой шаг означает, что Brent перестает быть бенчмарком по легкой нефти, так как рост доли Urals в котировке из-за истощения североморских месторождений — вопрос времени. Тогда, скорее всего, роль бенчмарка перейдет к американской WTI, что может привести и к вытеснению Brent из ценообразования. Во-вторых, если физической нефтью Brent торгуют производители, то Urals — почти исключительно трейдеры. Необходим рынок физических сделок с Urals, где ценообразование не было бы привязано к Brent, на это направлен, в частности, проект биржи СПбМТСБ по запуску поставочного фьючерса в Приморске. Наконец, по мнению западных экспертов, отгрузки Urals российскими компаниями из портов РФ не могут считаться свободными от потенциального политического влияния.

Тем не менее, как отмечает Bloomberg, добавление марки Urals в корзину Brent было бы самым радикальным изменением в европейском нефтяном ценообразовании с 1970-х годов.

Кристина Кузнецова