Среди самых разнообразных прогнозов развития транспорта выделяются три главных тренда на ближайшие годы: рост числа электромобилей, наблюдаемый в развитых и развивающихся странах; каршеринг, ставящий под вопрос экономическую целесообразность частного владения автомобилем; а также беспилотные средства передвижения.

Согласно планам Volvo, уже к 2025 г. 50% продаваемых концерном машин будет электромобилями. Daimler называет цифру в 25%. У других автоконцернов другие цифры, но большинство из них ориентированно на производство массовой модели электромобиля. В России стало привычным скептически относится к электромобилям, называя их игрушкой для богатых. Но, согласно статистическим опросам Ipsos Interactive Services, самым вожделенным средством передвижения для россиян является беспилотник: 51% опрошенных жителей страны хотят владеть таким автомобилем. Тогда как в мире средний показатель меньше — 42%. Мало кто из жителей страны отдает себе отчет, что это направление развитие автотранспорта как раз и связано с электромобилями.

При конкретизированном опросе выяснилось, что наиболее востребованы автоматические системы парковки (у 62% опрошенных). Кроме того, большинство мечтает о беспилотном автомобиле в поездках на большие расстояния. Эксперты обещают полный переход к беспилотникам к 2030 г. Но уже сейчас автопроизводители снабжают производимые машины системами автоматической парковки. Главная желаемая россиянами функция беспилотников уже доступна на новых моделях автомобилей. Однако экономические проблемы в стране сказываются на скорости обновления автопарка. Тогда как большинство используемых в РФ автомобилей, а также автобусов и грузовых машин давно устарели: их возраст превышает десять, двадцать, и даже тридцать лет… По данным маркетингового агентства НАПИ, в коммерческом транспорте доля автопарка старше 30 лет превышает в России 54%. Самой массовой маркой автомобиля в РФ остается LADA…

В Москве бурно развивается каршеринг. Машины более чем полутора десятка столичных операторов краткосрочной аренды автомобилей начинают постепенно вытеснять с городских парковок частных автовладельцев. Московский автопарк каршеринга уже насчитывает более 11,5 тыс. автомобилей, а поминутная тарификация составляет от 3 до 50 рублей. Ежедневно в городе выполняется более 60 тыс. таких поездок.

Автор статьи на днях насчитала пять каршеринговых машин двух крупнейших операторов на одной небольшой парковке в Кузьминках. Помимо раздражения у большинства автолюбителей в отношении такого транспорта есть и вопрос: когда можно будет пользоваться каршерингом на расстоянии до 100–250 км от города? Пока для большинства операторов зона возможных поездок ограничена МКАД. Мобильность населения растет, особо востребованы дешевые, удобные и быстрые способы передвижения на большие расстояния.

В середине сентября в Москве в тестовом режиме заработал каршеринг красивых и необычных трехколесных электроскутеров. В следующем году стартует проект народного каршеринга, в котором смогут участвовать простые автолюбители. Большие перспективы в этой связи у райдершеринга, когда можно взять в краткосрочную аренду автомобиль с водителем по договорной цене, как правило, дешевле, чем у существующих операторов и такси. Традиционный российский консерватизм на автомобильном рынке сталкивается с новой экономической реальностью, когда главные тренды развития сегмента ориентированы на выгодные и удобные решения. Посмотрим, что победит…

Мария Кутузова