Обзор нефтеналивных портов Индии

Результат раздела

Кандла, расположенная на северо-западе штата Гуджарат, в самом центре Индии (на берегу залива Кач на западном побережье Аравийского моря) — небольшой город с населением 20 тыс. человек. Глубоководный порт (средняя глубина — 14 м) в естественной гавани появился здесь в 30-х годах; современный порт построен в 1952 году по итогам раздела территории с Пакистаном и, соответственно, «отчуждения» крупного порта Карачи. В 1988 году Кандла сильно пострадала от тропического циклона — погибло, по разным источникам, от 1 тыс. до 3 тыс. жителей города.

Порт Кандлы имеет собственное имя — Диндаял; он специализируется на приеме нефти, поступающей на крупные НПЗ компаний Nayara Energy и Essar Oil в городе Вадинар. Другие основные грузы — промышленное оборудование, химикаты, зерно, текстиль, соль, контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 120 млн тонн.

Стратегическое хранилище

Древний Вишакхапатнам в разные века входил в состав нескольких государств, включая империю Великих Моголов. Побыв недолго — всего 8 лет — под властью Франции, город в 1765 году перешел под патронаж Британской империи, где и находился вплоть до обретения Индией независимости в 1947 году. Город назван в честь Вишакхи — одной из главных спутниц бога Кришны. В настоящее время население города составляет 2 млн человек.

Порт Вишакхапатнама, построенный в 1933 году, находится на побережье Бенгальского залива между Ченнаи (Мадрас) и Калькуттой. Порт делится на три гавани — внутреннюю, внешнюю и рыбацкую — и насчитывает 26 причалов глубиной до 17 м. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, металлопрокат, удобрения, железная руда. Здесь находится крупная судоверфь и одно из пяти стратегических нефтехранилищ Индии. Кроме того, в Вишакхапатнаме создается огромная индустриальная зона нефтяной, нефтехимической и химической промышленности PCPIR; на пике здесь будут созданы 1,2 млн рабочих мест. Годовой грузооборот порта — 70 млн тонн.

Береговая база

Маленький городок Карайкал, расположенный на восточном побережье Индии, ранее входил в состав раджастана Танджавура; в 1739 году город был приобретен Францией. На референдуме 1954 года жители Карайкала проголосовали за присоединение к Индии; спустя два года был подписан соответствующий договор, а 1 июля 1963 года бывшая Французская Индия стала союзной территорией Пудучерри в составе Республики Индия. В настоящее время население города составляет 90 тыс. человек. 

Карайкал — один из самых новых портов страны: он начал свою работу в 2009 году. Причалы порта имеют глубину 14,5 м, якорные стоянки — до 42 м. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, уголь, кокс, сахар-сырец, удобрения, стройматериалы (цемент, щебень, песок), контейнеры, генеральные грузы. Здесь действуют специализированные нефтеналивные причалы и терминал СПГ. В Карайкале действует береговая база для офшорных нефтяных операций, проводимых компаниями Hindustan Oil Exploration и Reliance Petroleum. Годовой грузооборот порта — 60 млн тонн.

Go Goa!

Первым европейцем, ступившим на древнюю землю Гоа, был Афонсу д’Албукерки, завоевавший эту территорию в 1510 году. Вскоре Гоа становится столицей Португальской Индии под управлением д’Албукерки. Следующим губернатором этого региона стал еще более знаменитый мореплаватель — Васко да Гама. Управлявшиеся из Гоа земли простирались от африканской Момбасы (территория современной Кении) до китайского Макао. 

Процветание Гоа закончилось в конце XVII века, когда португальская торговая монополия в Индийском океане была подорвана голландцами и англичанами (их индийские владения со всех сторон окружили Гоа). Тем не менее, Гоа оставался духовной метрополией для всего римско-католического населения Индии. Во время Наполеоновских войн Гоа находился в руках британцев, потом был возвращен португальцам. В конце 1961 года Гоа был захвачен индийскими войсками и вместе с Даманом и Диу объявлен союзной территорией. Португалия признала суверенитет Индии над Гоа в 1974 году, после «революции гвоздик», свергнувший диктатуру Салазара-Каэтану. 

В настоящее время в Гоа живет 3 млн человек. Это — популярнейшее место международного туризма (в том числе для россиян); кроме знаменитых пляжей, здесь есть еще и замечательная архитектура — постройки колониального периода старого Гоа внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Население самого маленького по площади штата Индии — 3 млн человек, из которых 100 тыс. человек живут в портовом городе Мормугао, основанном в 1543 году.

Порт в Мормугао, названный в честь Васко да Гама, построен в 1885 году на побережье Аравийского моря. В 1963 году порт полностью реконструирован; глубина причалов составила от 10 до 12,5 м. Основные грузы — нефть и нефтепродукты, железная и марганцевая руды, уголь, бокситы, рыба, пищевые продукты, фармацевтические препараты, металлолом, металлопрокат, калийные, аммиачные и фосфорные удобрения, контейнеры, генеральные грузы. В гавань заходят большие круизные лайнеры; крупная судоверфь строит и ремонтирует корабли в сухих доках. Нефтеналивные причалы принадлежат компании Zuari Indian Oil Tanking, имеющей значительный резервуарный парк и сеть трубопроводов. Ряд причалов гавани используется базой Военно-морского флота Индии и береговой охраны. Годовой грузооборот порта — 55 млн тонн.

Индийский крыжовник

Древний город Неллуру расположен на территории штата Андхра-Прадеш, в устье реки Пенна, в 170 км севернее Ченнаи (Мадрас). Назван в честь характерного для местной флоры дерева нелли («индийский крыжовник»), является одним из культурных центров народности телугу. На сегодняшний день население города составляет 650 тыс. человек.

Рядом с Неллуру, на западном побережье Бенгальского залива, находится один из самых новых и глубоководных портов Индии — Кришнапатнам, построенный в 2008 году. Глубина причалов в гавани составляет от 13,5 до 21 м. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, СПГ, уголь, железная руда, удобрения, оборудование, автомобили, контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 50 млн тонн.

В честь божества

Мангалур расположен в штате Карнатака, в 350 км к западу от столицы штата — Бангалора, на Малабарском побережье Аравийского моря. Город назван в честь индуистского божества Мангаладеви. Первое письменное упоминание города под названием Мангалапурам относится к 715 году. В 1498 году Мангалур посетил великий португальский путешественник Васко да Гама; через 30 лет город вошел в состав Португальской Индии. В 1799 контроль над Мангалуром окончательно перешел к Британской Ост-Индской компании; британская колонизация города и региона (Мадрасского президентства) продолжалась до 1947 года. Во времена британского правления Мангалур стал важным торговым и промышленным центром. 

В настоящее время в Мангалуре живет 700 тыс. человек. Город уверенно входит в первую десятку самых чистых и удобных для бизнеса городов Индии. Из уроженцев города наиболее известна актриса Айшвария Рай, звезда фильмов на языке хинди, «Мисс мира – 1994». 

Новый порт Мангалура, расположенный в эстуарии рек Нетравати и Гурупура, открыт в 1974 году в присутствии премьер-министра Индии Индиры Ганди. Мангалур — основная гавань для экспорта сельхозпродукции — кофе (75% всего индийского экспорта этой культуры), орехов кешью, чая, сандалового дерева. Другие основные грузы — нефть и нефтепродукты, СПГ, железная и марганцевая руды, стройматериалы (щебень, песок, лес), целлюлоза, удобрения, жидкие химикаты (аммиак, фосфорная кислота), контейнеры. Гавань Мангалура принимает пассажирские и круизные суда; старый порт продолжает обслуживать рыболовецкие сейнеры и небольшие паромы. Годовой грузооборот — 45 млн тонн.

Маленькая лагуна

Город Кочин находится в штате Керала на юго-западе полуострова Индостан. Название города в переводе с малаяламского языка означает «маленькая лагуна». Кочин на протяжении нескольких столетий был важным центром торговли специями. С этнографической точки зрения Кочин особенно интересен своей еврейской общиной, существующей очень давно, с начала нашей эры. Кочинские (малабарские) евреи — старейшая группа евреев в Индии и Южной Азии в целом; их разговорный язык — жудео-малаялам, культура и традиции весьма самобытны. 

В 1500 году португальский мореплаватель Педру Алвариш Кабрал, первооткрыватель Бразилии, основал в Кочине первое в Индии европейское поселение. Вскоре Васко да Гама основал здесь торговую факторию (где и умер в 1524 году), а Афонсу д’Албукерки построил военный форт. Португальское владычество продолжалось 160 лет; затем город перешел в руки голландцев, которые, в свою очередь, уступили Кочин Британии. В 1947 году, после обретения Индией независимости, Кочин стал первым туземным княжеством, добровольно присоединившимся к Республике Индия. 

Порт Кочина расположен в устье одноименной реки на Малабарском берегу Аравийского моря. Общая длина причального фронта — более 5 км. Гавань Кочина мелководная — глубины варьируются от 4 до 9 м. Основные грузы — уголь, нефть, нефтепродукты, машины и оборудование, железная руда, сельхозпродукция (каучук, зерно, чай, кожа), контейнеры. Общая площадь складов — около 150 тыс. кв. м. Судоремонтные мощности включают 2 сухих дока и 3 слипа. Годовой грузооборот — 40 млн тонн.

Григорий Волчек