Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Индия

Окно в Центральную Азию

Мундра, расположенная в штате Гуджарат, в 1 тыс. км к юго-западу от Дели, город довольно старый (основан в 1640 году), но по индийским меркам очень маленький: его население составляет всего 30 тыс. человек. При этом экономическое значение Мундры очень велико — в 1998 году здесь, на берегу залива Кач Аравийского моря, в устье реки Бхукха, был построен новый порт, который за четверть века стал крупнейшим в Индии (годовой грузооборот — 170 млн тонн).

Причалы порта имеют глубину от 9 до 16,5 м. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, уголь (здесь работает крупнейший в мире угольный терминал с годовым грузооборотом 60 млн тонн), пшеница, рис, сахар, соль, удобрения, металлолом, металлопрокат, цемент, кокс, глинозем, контейнеры, оборудование, автомобили, генеральные грузы. Мундра играет важную роль для логистики центральноазиатского экспорта-импорта (здесь находится конечная точка железнодорожной магистрали, связывающей Индию, Иран, Туркменистан и Казахстан).  

В 2003 году в порту создана специальная экономическая зона и крупный нефтеперерабатывающий кластер, принадлежащий компаниям Guru Govind Singh Refineries, Indian Oil Corp. и Adani Chemicals. Резервуарный парк нефтеналивного терминала Adani Special Port Economic Zone (ASPEZ) включает 97 резервуаров различного размера общей емкостью 425 тыс. тонн. Из Мундры проложены три нефтепровода, транспортирующие сырую нефть вглубь страны, на крупные НПЗ Panipat и Bathinda, а также в столичный регион. Нефтеналивные суда обслуживаются на 9 специализированных причалах.

Богатое приданое

В древности нынешний Мумбаи (Бомбей) был частью империи Магадха; потом он перешел под власть династии Силхара, а затем — султанов Гуджарата. В 1534 году португальцы отторгли Мумбаи от Гуджаратского султаната и начали обращение местного населения в католическую веру. В 1661 году Португалия передала эту территорию английскому королю Карлу II в качестве приданого за принцессу Екатерину де Браганса. Вскоре предприимчивый король сдал Мумбаи в аренду Британской Ост-Индской компании за 10 фунтов в год (вполне приличная сумма по тем временам). Поскольку огромной торговой компании была необходима удобная глубоководная гавань, в Мумбаи (Бомбее) были построены торговая фактория и военный порт. Годом основания Мумбаи считается 1672-й. 

Население города быстро росло; постепенно Бомбей превратился в основную базу английской колонизации Западной Индии и стал административным центром Бомбейского президентства. В 1853 году сдана в эксплуатацию первая в Индии железная дорога линия Бомбей — Тхана. 

Во время Гражданской войны в Америке, в 1861–1865 годах, резко увеличился мировой спрос на хлопок, и город стал всемирным центром по торговле хлопком. Открытие Суэцкого канала в 1869 году способствовало дальнейшему укреплению экономических позиций Бомбея и превращению города в один из крупнейших портов Аравийского моря и Южной Азии в целом. 

Во время Второй Мировой войны, 14 апреля 1944 года, у причальной стенки Бомбейского порта взорвался пароход Fort Stikine, перевозивший «адскую смесь» из боеприпасов, хлопка-сырца, серы и смазочного масла. Трагическим результатом взрыва и последующего пожара стали 1376 погибших и 2408 раненых, уничтожение десятков тысяч тонн продовольствия, топлива и военного имущества, повреждение 10 крупных кораблей, разрушение городской застройки в радиусе одной мили, банкротство 6 тыс. фирм, потеря работы 50 тыс. человек. 

После войны, в феврале 1946 года, в Бомбее началось восстание военных моряков, которое через полтора года привело к завоеванию Индией независимости (15 августа 1947 года). 

В 1995 году англизированное название Бомбея было официально изменено на Мумбаи; это название происходит от слов «Мумб» (имя индусской богини), и «аи» («мать» на языке маратхи). При этом старое название города по-прежнему активно используется в обиходе.

В настоящее время население Мумбаи составляет 17 млн человек; это крупнейший город Индии.

Порт Мумбаи расположен на западе страны; 50 причалов общей длиной более 17 км имеют глубину от 10 до 12 м. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, уголь, металлопрокат, зерно, химикаты, текстиль, шерсть, кожа, руда, стройматериалы, контейнеры.

В гавани имеются судоверфи, располагающие 6 сухими доками, 4 стапелями и эллингом; эти мощности обеспечивают строительство и ремонт кораблей любого класса. Наливной терминал Bharat Petroleum Corp. связан нефтепроводами с находящимися неподалеку двумя крупными НПЗ.

Годовой грузооборот гавани (с учетом портовых районов Нава-Шева и имени Джавахарлала Неру) — 150 млн тонн.

Земля Тамильская

В XVI веке прибывшие в Индию португальцы основали на месте нынешнего Мадраса порт Сан-Томе; позднее эта территория отошла к голландцам. В 1639 году Британская Ост-Индская компания основала здесь торговую колонию Мадраспатнам, а в следующем году был возведен форт Сент-Джордж, ставший ядром крупного колониального города с военной базой. В конце XIX века город был соединен железными дорогами с Бомбеем и Калькуттой. 

После обретения Индией независимости город стал столицей штата Мадрас, затем переименованного в Тамилнад. После начала вооруженного конфликта на Шри-Ланке в 1983 году Мадрас стал главным объектом тамильских террористов из организации «Тигры освобождения Тамил-Илама»; в 1991 году они убили экс-премьер-министра Индии Раджива Ганди, сына Индиры Ганди и внука Джавахарлала Неру. В 1996 году Мадрас был переименован в Ченнаи. В настоящее время в городе проживает 10 млн человек (5 место в стране).

Порт Ченнаи, расположенный на побережье Бенгальского залива, построен в 1881 году. Гавань состоит из 3 доков и 26 причалов с глубинами от 8 до 18 м. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, автомобили, оборудование, зерно, табак, хлопок, арахис, стройматериалы, железная руда, уголь, удобрения, кокс, металлопрокат, лесоматериалы, контейнеры, генеральные грузы. Часть акватории занимает крупная военно-морская база, где базируются военные корабли всех классов. Годовой грузооборот (с учетом нового портового района Камараджар) — 140 млн тонн.

Богиня и гений

Территория современной Калькутты была заселена еще более 2 тыс. лет назад, но активное хозяйственное освоение этой местности началось только в 1690 году, с приходом Британской Ост-Индской компании. Вскоре здесь был построен форт Уильям, а в 1772 году Калькутта получила статус столицы британских владений в Индии. 

В конце XIX века Калькутта стала центром национального движения за независимость Индии; это обстоятельство заставило англичан в 1911 году перенести столицу Британской Индии в Дели. 

Во время Второй Мировой войны, в 1943 году, в Бенгалии, включая Калькутту, из-за неурожая, стихийных бедствий и японской оккупации соседней Бирмы разразился страшный голод, в результате которого погибло от 0,8 млн до 3,5 млн человек. (Но главной причиной голода стали людоедские действия британской администрации, которая за первые семь месяцев 1943 года вывезла из голодающей Бенгалии 80 000 тонн продовольственного зерна, что примерно составляет 1 миллиард стандартных порций риса — ред.).

В 1947 году раздел Индии привел к острым этническим и религиозным столкновениям, в связи с которыми местные мусульмане массово эмигрировали в Восточный Пакистан (современную Бангладеш), а индуисты оттуда переселились в Калькутту. В 1971 году, во время войны за независимость Бангладеш от Пакистана, эта драматическая ситуация повторилась, существенно усугубив и без того острые социально-экономические проблемы Калькутты.

С 1977 по 2011 год Калькуттой и Западной Бенгалией в целом управляло прокоммунистическое правительство, поставившее мировой рекорд продолжительности правления коммунистов, избираемых демократическим путем.

Наиболее популярная версия этимологии слова Калькутта — «равнина Кали» (индуистская богиня). В 2001 году местное правительство решило изменить название города на Колката (Kolkata), что лучше соответствует бенгальскому произношению. Тем не менее, историческое название все еще весьма популярно. 

Калькутта — родина многих знаменитых людей, среди которых особенно выделяется великий писатель, поэт, композитор и общественный деятель Рабиндранат Тагор (1861-1841), автор гимна Индии и Бангладеш, первый неевропеец, удостоенный Нобелевской премии по литературе.   

В настоящее время население Калькутты составляет 15 млн человек (третье место в стране после Мумбаи и Дели).

Калькутта, расположенная на берегу реки Хугли, притока Ганга, в 200 км от Бенгальского залива — самый старый действующий порт в Индии (основан в 1870 году). Гавань делится на две части — мелководную и глубоководную (Haldia Dock Complex). На перевалке нефтеналивных грузов специализируются терминалы Budge Budge и Impounded Dock. Общая длина причального фронта — 11 км; глубины составляют до 9 м. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, оборудование, химикаты, зерно, мука, джут, чай, уголь, автомобили, мотоциклы, железная руда, стройматериалы, удобрения, контейнеры, генеральные грузы. Годовой судопоток — 8 тыс. кораблей, грузооборот — 120 млн тонн.

Среди мангровых болот

Парадип, расположенный в штате Одиша, как и Мундра, раньше был заштатным городком. В 1962 году здесь началось строительство крупного морского порта (символический камень заложил легендарный политик, первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру), а уже через 4 года в Парадипе было загружено первое судно.

Порт, построенный среди мангровых болот на северо-западном побережье Бенгальского залива, в устье реки Маханади, был изначально рассчитан на экспорт железных и марганцевых руд, а также на импорт энергетического угля, древесины и нефти. Соответственно, рядом был построен крупный нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс компании Indian Oil Corp. Затем были построены контейнерные терминалы. 

Глубина подходных каналов и акватории — от 17 до 19 м. Судоверфи в гавани оборудованы сухими доками и стапелями, обеспечивающими ремонт кораблей различного класса. Годовой грузооборот порта — 110 млн тонн.

Григорий Волчек