Douglas_Bader_headshot_Ѓ™ЃЂЃ 1940
Дуглас Бэйдер

Россияне старшего поколения наверняка читали книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», а многие смотрели и одноименный фильм. И, возможно, многие задавали себе вопрос — кто же тот самый человек, что подарил Алексею Маресьеву надежду вновь подняться в воздух?

Открытые источники говорят о том, что советский пилот, лишившийся обеих ступней, мог слышать о русском морском летчике Александре Николаевиче Прокофьеве-Северском. В 1915 году состоявший в Балтийском флоте лейтенант Прокофьев Северский был сбит, в результате чего после ампутации лишился ноги, которой угрожала гангрена. В дальнейшем он вернулся в строй, заслужил орден Святого Георгия 4-й ст. и Георгиевское оружие. Всего за годы Первой мировой войны он совершил 57 боевых влетов, сбив 13 самолетов.

Но назвать Прокофьева-Северского настоящим именем Полевой вряд ли мог — русский лётчик с 1917 года жил в США, где и умер в 1974 году. В результате автору «Повести» пришлось поменять ему сразу и фамилию, и имя, и отчество. Так, вероятно, и появился «поручик Валериан Аркадьевич Карпович».

Но знали ли Полевой и Маресьев о человеке, потерявшем обе ноги, летавшим на куда более современных самолетах и вернувшимся в строй из запаса Королевских Британских ВВС? А именно — о Дугласе Роберте Бэйдере, который в отечественных источниках в основном упоминается как «Бадер».

Бэйдер родился в 1910 году, на шесть лет раньше Алексея Маресьева. В 18 лет он поступил на службу в Королевские Военно-воздушные силы, а в 1930 году стал пилотом. В 1931 году, во время тренировочного полета на сверхмалой высоте, молодой летчик потерпел аварию. В лётном журнале его соединения в тот день появилась собственноручная запись авиатора: «Разбился, делая бочку над самой землёй. Плохо выступил».

В тот момент он еще не знал, что на его дальнейших «выступлениях» как пилота может быть поставлен жирный крест. Вердикт врачей был однозначным — ампутация обеих ног.

Бэйдер смог найти в себе силы вернуться летный состав военной авиации, однако уже в 1933 году он был отправлен командованием в отставку по состоянию здоровья. Уйдя из вооруженных сил, он поступает офисным работником в Asiatic Petroleum Company (дочернюю компанию концерна Shell), где работал до начала Второй Мировой войны.

В 1939 году летчик после упорной борьбы с чиновниками, первоначально готовыми предоставить ему только службу на земле, возвращается в британскую военную авиацию. Свою первую победу он одержал в небе над Дюнкерком, во время «Битвы за Францию».

За время «Битвы за Англию» Бэйдер сбил лично 20 самолетов противника, а в группе — еще четыре (это, не считая еще шести неподтверждённых побед). Девятого августа 1941 года над территорией Франции его машина была сбита, но пилоту покинуть ее с парашютом.

Пленившие англичанина на земле немцы были настолько изумлены героизмом безногого летчика, что через правительства нейтральных государств обратились к британскому командованию с просьбой выслать запасной протез, взамен поврежденного при прыжке с парашютом. Воюющие стороны договорились о том, что самолёт с «запасной ногой» пройдет специально выделенным коридором и беспрепятственно избавится от груза над заранее условленным местом.

Сразу после получения протеза летчик начал всерьез думать о побеге, совершив несколько попыток покинуть лагеря для военнопленных. Но, всякий раз, неудачных. Дело дошло до того, что комендант одного из лагерей — замка Колдиц в Саксонии, отчаявшийся уговорить пленника, пригрозил отобрать у Бэйдера его «ноги» …

Squadron_Leader_Douglas_Bader,_CO_of_No._242_Squadron,_seated_on_his_Hawker_Hurricane_at_Duxford,_September_1940
Дуглас Бэйдер

В Великобританию Бэйдер вернулся в 1945 году, после освобождения из плена, а на следующий год вышел в отставку. Ему предлагали множество престижных мест работы, но, Дуглас, по его словам, «из принципа», снова выбрал Shell. Возможно, главной причиной для такого решения было то, что руководство концерна соглашалось на продолжение им полетов.

Кстати, сам Маресьев о Бэйдере смог узнать, возможно, только в сентябре 1949 года, когда британский безногий летчик был кратко упомянут в статье, опубликованной в информационной газете «Британский союзник», издававшейся в СССР. Знал ли о Маресьеве Бэйдер — неизвестно.

Бэйдер до 1969 года работал управляющим директором компании Shell Aircraft, а карьеру пилота он окончил только в 1976 году, за шесть лет до смерти. Он был возведен в рыцари Британской империи (за помощь инвалидам), стал командором Ордена Британской империи, а также кавалером ордена «За выдающиеся заслуги» и ордена «За выдающиеся летные заслуги». В 1956 году летчик стал героем художественного фильма «Достичь небес», где его сыграл Кеннет Гилберт Мор.

Девизом Дугласа Роберта Бэйдера была следующая фраза: «Правила существуют для того, чтобы умные ими руководствовались, а дураки — подчинялись». Другими его кредо были атаки с большой высоты, заход со стороны солнца, а также стрельба в противника с минимального расстояния.

Николай Манвелов