Водород для грузовика «из-под коровки» и собственные батареи для электромобилей. Shell на пути трансформации

По информации Euronews, рост содержания метана (второго по значению парникового газа, после углекислого газа) в атмосфере планеты с 2007 г. идет по экспоненте. Этот рост обусловлен экстенсивным развитием сельского хозяйства, прежде всего, животноводства, речь идет, главным образом, о крупном рогатом скоте. Еще одним источником метана являются свалки.

Но компания Shell разработала решение и для этих проблем. Американский штат Калифорния станет первым в мире регионом, где метан из-под коров, а также отходы фермерских хозяйств пойдут на выпуск биогаза, используемого в качестве основы для производства водорода. Это совместный проект Shell и автоконцерна Toyota, который построит грузовики, использующие калифорнийский водород в качестве топлива. Shell уже создает водородные заправки в Калифорнии. Об этом рассказал главный исполнительный директор компании Бен ван Берден в ходе дискуссионной встречи Powering Progress Together, проведенной концерном в Лондоне.    

Что касается Великобритании, где водородное топливо внедряется на железнодорожном транспорте, компания уже открыла две водородные заправки и собирается запустить еще четыре. В Германии Shell участвует в совместном предприятии, создающем национальную сеть водородных заправок по всей стране. Благодаря инициативе нескольких компаний уже есть возможность путешествовать на машинах с двигателем, работающем на водороде, в Европе: от самой северной точки в Дании до озера Гарда в Италии.

В сегменте электротранспорта Shell начала устанавливать зарядные станции на своих заправках в Великобритании, а в партнерстве с IONITY, оператором зарядных устройств, концерн участвует в проекте по созданию 500 зарядных пунктов в десяти европейских странах, в том числе на 80 крупнейших АЗС англо-голландского концерна.

Компания делает ставку на развитие производства сжиженного природного газа, биогаза, водорода в качестве топлива для разных видов транспорта, а также батарей для электромобилей.

Однако первым шагом к радикальной трансформации бизнеса концерна стало приобретение газовой BG. Добыча природного газа, развитие производства и поставок сжиженного природного газа с каждым годом играют все большую роль в стратегии Shell. Среди инновационных решений — использование СПГ в качестве топлива для морского транспорта. Концерн заправит топливом первый в мире нефтяной танкер, ходящий на СПГ, недавно поступившей в распоряжение российской компании «Совкомфлот». Второй такой танкер будет спущен на воду в следующем году. С 2019 г. Shell обеспечит сжиженным природным газом круизный флот компании Carnival.

Одно из самых громких вложенийкомпании за последнее время: Shell Ventures стало соинвестором первого раунда финансирования в размере 31 млн долларов в компанию Ample, разрабатывающей широкодоступную, экономичную и роботизированную технологию быстрой зарядки (или замены, в некоторых источниках) батарей для электромобилей, занимающей всего несколько минут.

Отметим, что Shell заходит в этот сегмент в разных звеньях цепочки создания стоимости. Среди последних приобретений концерна — компания New Motion, крупнейший в Европе технологический провайдер по зарядке электротранспорта; а также британская First Utility, ведущий независимый поставщик элетроэнергии в Великобритании.

Мировая энергетика меняется, но в разных странах эти изменения могут происходить с разной скоростью. Запрет на использование этилированного бензина с присадками из свинца, имеющего разрушительные последствия для здоровья человека, был введен в Японии еще в 1986 г., в России — в 2003 г., а в Алжире его до сих пор используют. Отметим, что российский ЛУКОЙЛ стал первой российской компанией, прекратившей использование этилированного бензина. Сейчас компания идет в авангарде внедрения возобновляемой энергетики в России и за рубежом. ЛУКОЙЛ на протяжении почти 10 лет инвестирует в ВИЭ, разрабатывая современные технологии генерации.

Один из последних сценариев развития энергетики, выпущенный Shell под названием Sky, предполагает, что к 2050 г. все выпускаемые в мире автомобили в пассажирском сегменте будут электромобилями. Уже с 2040 г. Великобритания и Франция вводят полный запрет на продажу автомобилей и гибридов с двигателем внутреннего сгорания. Норвегия настроена еще более решительно: страна запланировала переход на электромобили с 2025 г. Индия, Германия и Нидерланды хотят отказаться от ДВС с 2030 г. За первое полугодие текущего года в мире было продано 758 375 электромобилей и гибридов, продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 69%. В лидерах Китай, где электромобили выпускают 487 автопроизводителей.

Однако, по данным Shell, во многих странах импортируют и используют в основном поддержанные машины. Так, 99% импорта автомобилей в Кению — это поддержанные машины. В Уганде средний возраст импортируемой машины — 16 лет, а в Мексике — 11 лет. В такой перспективе переход на электромобили может затянуться на все столетие.

Мария Кутузова