При всей централизации государственного управления в СССР, единого ведомства, отвечавшего за нефтянку в целом, в стране не существовало: добычей занимался Миннефтепром, переработкой — Миннефтехимпром, сбытом — Госснаб. 

Вопреки этой сложившейся «горизонтальной» схеме первый заместитель министра нефтяной промышленности СССР Вагит Алекперов, детально изучивший опыт западных нефтяных компаний (в том числе британской ВР и итальянской ENI-Agip), предложил объединить предприятия нефтяной отрасли вертикально, по технологической цепочке — «от скважины до бензоколонки».

Еще одним аспектом стратегии, разработанной Алекперовым, был курс на создание крупных корпораций, концентрирующих значительные финансовые, материальные и человеческие ресурсы, необходимые для успешного конкурентоспособного развития.

«Пилотной компанией» для отработки этой модели стал созданный в ноябре 1991 года государственный концерн ЛУКОЙЛ, который возглавил Алекперов. Аббревиатура ЛУК расшифровывалась как «Лангепас, Урай, Когалым» — расположенные в этих молодых западно-сибирских городах крупные нефтедобывающие предприятия составили ядро концерна. Три добывающие структуры органично дополнялись тремя крупными НПЗ — Пермским, Волгоградским и Мажейкяйским. Впрочем, литовский Мажейкяй вскоре откололся по вполне объяснимым политическим причинам, но остальные предприятия остались, и на фоне характерной для 1992 года деструкции, неопределенности и высокой инфляции демонстрировали весьма неплохие производственно-экономические показатели.

Наработанный ЛУКОЙЛом в течение года опыт работы получил свое воплощение в указе президента России от 17 ноября 1992 года «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения». 

Указ определил, что подлежащие приватизации предприятия нефтяного комплекса подразделяются на три группы. 

Первая группа — нефтегазодобывающие объединения, акционирующиеся как единый технологический комплекс; при этом 38% их акций закрепляются в федеральной собственности и передаются в управление госпредприятию «Роснефть».

Вторая группа — компании ЛУКОЙЛ, ЮКОС и «Сургутнефтегаз», в состав которых вошли 5 западно-сибирских нефтедобывающих объединений, 5 НПЗ и 18 нефтесбытовых организаций Центра, Северо-Запада, Поволжья и Урала. Контрольный пакет компаний (49%) на 3 года закреплялся в федеральной собственности, 40% акций подлежали продаже на инвестиционных торгах. Иностранным инвесторам можно было продать до 15% акций. 

Третья группа — это «Транснефть» и «Транснефтепродукт»; они остались государственными, в федеральной собственности. Забегая вперед, отмечу, что в 2011 году «Транснефтепродукт» вошел в состав «Транснефти», которая с тех пор является единым (и единственным) оператором по магистральной прокачке нефти и нефтепродуктов, в том числе, на экспорт.

Процесс интеграции в нефтянке был существенно ускорен указом президента РФ от 1 апреля 1995 года (и это была не шутка), разрешившим включение в состав вертикально-интегрированных компаний (сокращенно — ВИНК) подразделений путем обмена акциями.

Таким образом, в России появилось 14 ВИНК, наиболее крупными из которых были ЛУКОЙЛ, ЮКОС, «Сургутнефтегаз», «Сибнефть», ТНК, «Сиданко», «Татнефть», «Башнефть» и «Роснефть», а также 250 так называемых независимых компаний, в основном, малых и средних. 

Конечно, за последние четверть века активные слияния и  поглощения существенно изменили ландшафт отечественной нефтяной отрасли и изначально  сложившийся в ней «табель о рангах», но можно смело утверждать, что произошедшая к середине 90-х годов декомпозиция российской нефтянки показала свою эффективность и перспективность.