Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) предлагает ввести с 1 июля 2024 г. ограничения на применение этого вида судового топлива в арктических водах. К 2029 г. предполагается полностью запретить флотский мазут в Арктике. Окончательное решение по этому вопросу должно быть принято IMO осенью этого года. На флотский мазут сегодня приходится около 75% всего топлива, которое сейчас используется в арктическом судоходстве.

Как сообщает пресс-служба Всемирного фонда дикой природы России, рабочая группа Подкомитета по предотвращению и ликвидации загрязнений Международной морской организации подготовила и согласовала поправки к Приложению I к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения нефтью», МАРПОЛ 73/78. Поправки направлены на введение запрета на использование флотского мазута в арктических водах. 

Запрет вступит в силу с 1 июля 2024 г. Однако некоторые суда, например, имеющие двойной корпус, смогут использовать флотский мазут до 2029 г. Кроме того, странам, у которых есть арктическое побережье, в том числе России, будет предоставлена возможность получения специальных разрешений для отдельных судов на его применение также до 2029 г. Правила выдачи таких разрешений будут определены IMO дополнительно.

 «В связи с ростом интенсивности судоходства в Арктике, прежде всего, в российской части, согласование текста поправок к МАРПОЛ по введению запрета — это очень важный шаг в части снижения экологических рисков и воздействий. Конечно, экологические организации ставили своей целью добиться запрета в более ранние сроки, но страны договорились, что определенные типы судов могут использовать мазут еще достаточно долго, вплоть до 2029 г. С другой стороны, именно наша страна может показать пример ухода от использования любых нефтепродуктов в качестве судового топлива в Арктике уже в ближайшие годы. Так, по нашим оценкам, доля транзитных судовых перевозок по Северному морскому пути на сжиженном природном газе (СПГ) в 2019 г. составила 43%, такого показателя в Арктике пока и близко никто не достиг. Важно подчеркнуть, что переход на СПГ не только исключает риски нефтеразливов, но и существенно снижает выбросы загрязняющих веществ и сажи в атмосферу. Таким образом, весь набор экологических преимуществ от перехода на сжиженного природного газа может сделать судоходство по СМП более конкурентным», — утверждает Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса.

Российское подразделение Всемирного фонда дикой природы традиционно выступает в поддержку развития использования СПГ в качестве судового топлива, отмечая, что природный газ является экологически чистым вариантом решения проблемы, альтернативой традиционному мазуту. Однако новые научные исследования опровергают это. Выпущенный в январе доклад Международного совета по чистым перевозкам (International Council on Clean Transportation, ICCT) делает вывод о том, что использование сжиженного природного газа в международных перевозках фактически приведет к увеличению выбросов парниковых газов. Ученые ставят под сомнение огромные капитальные вложения в инфраструктуру производства, экспорта и бункеровки СПГ, так как это может затруднить переход на топливо с низким и нулевым уровнем выбросов углекислого газа. 

Мария Кутузова