13579784_10205091354482332_563926514_o24 июня 2016 г. в московском отеле InterContinental Tverskaya ценовое агентство Argus провело 6-ю Международную конференцию «Argus Рынок российской нефти 2016». Выводы, к которым пришли участники форума, далеко неоднозначны для будущего отрасли. Очевидно, что торговля российской нефтью претерпит существенные изменения в ближайшее время.

Серная составляющая

13621918_10205091356082372_1700178461_oПо информации компании «Транснефть», начиная с 2009 г. состав поставляемой на экспорт и отечественные НПЗ нефти существенно изменился: прием высокосернистой нефти в магистральную транспортную систему страны увеличился в этот период на 20 млн т. Эти объемы не были обеспечены соответствующими мощностями на предприятиях нефтепереработки. Ряд российских НПЗ столкнулись с нестабильностью качества, поставляемой нефти, что привело к простоям и снижению качества выпускаемых нефтепродуктов. По словам Игоря Кацала, заместителя вице-президента — директора департамента учета и планирования грузопотоков АК «Транснефть», в 2014 г. российским правительством было принято решение о стабилизации качества нефти, поставляемой на отечественные нефтеперерабатывающие мощности. Прирост высокосернистой нефти постановили отправлять на экспорт. Таким образом, сегодня каждый танкер российской нефти, отправляемый из одного и того же порта, может существенно отличаться по своему качественному составу.

«Содержание серы в экспортных сортах регламентировано государством. Мы не первый год ведем постоянный мониторинг и анализируем все процессы, связанные с качеством нефти. Состав транспортируемой нефти динамично меняется: вопросы качества и технологическое управление им остаются приоритетными задачами для «Транснефти». В стране сохраняется прирост на 2 млн т в год добычи высокосернистой нефти, в основном за счет разработки месторождений Татарии, Башкирии и Оренбургской области. Увеличивается прием в транспортную систему нефти с осложненными характеристиками, прогрессирует фактор старения месторождений, сокращается база среднесернистых нефтей. Качество нефти в системе магистрального транспорта затрагивает широкий круг вопросов, связанных с объемами добычи, техническими характеристиками на объектах магистрального транспорта и параметрами разрабатываемых месторождений, но, прежде всего, с технологией получения смеси, которая формирует сорта. Сейчас «Транснефть» ставит перед собой задачу стабилизации качества нефти: ведет реконструкцию систем смешения нефти на 17 объектах, чтобы обеспечить автоматизированный мониторинг и однородное качество», – объясняет Игорь Кацал.

По информации компании, «Транснефть» формирует шесть экспортных сортов: четыре среднесернистых Urals с поставкой через порты Приморск, Новороссийск, Усть-Луга и нефтепровод «Дружба», малосернистый VSTO с поставкой через порт Козьмино и Siberian Light с поставкой через Новороссийск. Формирование экспортных сортов в западном и восточном направлениях идет на основе ресурсов различных месторождений. В западном – эту смесь формирует легкая сернистая нефть Западной Сибири (65%), высокосернистая и тяжелая нефть Урало-Поволжья (31%) и сернистая нефть Тимано-Печоры (4%). В восточном направлении идут ресурсы сернистой нефти Западной (50%), Центральной (16%) и Восточной (34%) Сибири. По словам Кацала, увеличение содержания серы происходит в потоках по всем направлениям. В частности, снижаются объемы транспортировки сернистой нефти в западном направлении: так, в 2013 г. ее было отправлено 205 млн т, а в 2015 г. – 195 млн т. Замещает выпадающие объемы высокосернистая нефть. При изменении этих долей меняется качественный состав Urals. Так, по итогам 2015 г., в сравнении с 2014 г., в составе этого сорта, поставляемого на экспорт, увеличилась доля высокосернистой нефти Урало-Поволжья и уменьшилась Западной Сибири, что привело к увеличению серы в составе экспортных потоков нефти. По словам Кацала, стабилизация качества поставляемой за рубеж нефти необходима в условиях подготовки запуска российского бенчмарка и начала фьючерсной биржевой торговли Urals в России. Вся эта система потребует тонкой настройки и внимательного постоянного контроля.

Регуляторы и бенчмарк

13621411_10205091356602385_1708486510_oПо словам заместителя министра энергетики РФ Кирилла Молодцова, выступившего на конференции Argus, первый фьючерс российской нефти будет представлен в ноябре этого года. Один фьючерс будет равен 1 тыс. баррелей. В перспективе объемы торгов предполагается довести до 200 тыс. контрактов в ближайшие год-полтора. «Мы нацелены на максимизацию доходов российских компаний», – заявил Молодцов. В последние три года РФ наращивала объемы добычи и экспорта. Минэнерго рассчитывает, что добыча нефти в России в 2016 г. продолжит расти и составит до конца года 542 млн т. Российский экспорт, по словам замминистра энергетики, составляет сейчас 240 и стремится к 250 млн т нефти в год. Однако в некоторых стратегических документах, по его словам, уже рассматривается «коридор» добычи на уровне 500-525 млн т к 2035 г., по самым оптимистичным прогнозам, что повлияет на финансовые и ценовые показатели отрасли. «Год от года добываемая нефть не становится лучше по качеству, ее все сложнее добывать. Максимизация доходов, получаемых за каждый баррель, за каждую тонну нефти – государственная задача. Стоит цель увеличения маржинальной доходности компаний, которые эту нефть добывают. Для нас важно сокращение транзакционных издержек, связанных с перевалкой и транспортировкой, а также при формировании поставок», – рассказал Кирилл Молодцов.

26 мая этого года вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович представил по поручению президента дорожную карту, планируемую для реализации до конца этого года. Так, в ноябре планируется представить профессиональному сообществу первые фьючерсы на Urals, а до конца 2017 г. объемы фьючерсных торгов на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже будут поступательно расти. Как рассчитывает Минэнерго, в этих торгах примут все российские нефтяные компании.

13589141_10205091358482432_372272470_oПо словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, все ключевые вопросы, связанные с развитием биржевой торговли и формированием бенчмарка на нефть, уже согласованы или решены. «Запуск российского нефтяного бенчмарка имеет огромное значение для национального ценообразования. Реализация этой задачи позволит создать собственный прозрачный биржевой механизм определения справедливой цены на российскую нефть и уйти от существующей сегодня зависимости от подверженных манипулированию ценовых «оценок» маркерных сортов, в первую очередь – Brent. Мы ставим цель формирования объективных цен по контуру Российской Федерации, а также по базисам СНГ и стран БРИКС, альтернативного или дополнительного по отношению формированию цен международными агентствами Platts и Argus», – отметил Голомолзин.

Таким образом, запуск нового бенчмарка перестал быть только российской темой создания независимого ценообразования на нефть. По словам представителя ФАС, вопрос биржевых торгов является одной из приоритетных на пространстве СНГ, в том числе в рамках ЕАЭС. Ранее Советом глав правительств СНГ был рассмотрен и одобрен доклад по развитию рынков нефти и нефтепродуктов, подготовленный Штабом по проведению совместных расследований в СНГ при Межгосударственном совете по антимонопольной политике. В 2016 г. была утверждена концепция рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, основным ядром которого является рыночное ценообразование на основе биржевой торговли. Тема формирования мирового бенчмарка на нефть также входит в число приоритетных вопросов на заседаниях антимонопольных органов стран БРИКС. «Мы работаем как на многосторонней основе, так и в рамках двухсторонних соглашений, в частности, с нашими коллегами из Китая. Важно синхронизировать эту работу, поскольку и страны-экспортеры, которые готовы формировать бенчмарк рынка наличного товара и рынка производных инструментов, и страны, которые являются крупнейшими импортерами нефти, должны выработать аналогичные подходы. Страны БРИКС будут определять экономику будущего», – полагает Анатолий Голомолзин.

По его мнению, формирование бенчмарка благоприятствует развитию справедливых конкурентных условий, формированию надлежащей налогооблагаемой базы для товарных рынков. Создание надежных индикаторов цен на рынке нефти будет способствовать хеджированию рисков в подверженных высокой волатильности сферах деятельности. В свою очередь, это будет способствовать устойчивому развитию финансовых рынков страны. «С учетом роли, которую играет Россия на мировых рынках сырьевых товаров, это создаст надежное основание и возможности для развития нашей страны как одного из мировых финансовых центров», – считает представитель ФАС. Как рассказал Голомолзин, вопросы бенчмарка на нефть и нефтепродукты были предметом постоянного внимания не только со стороны Федеральной антимонопольной службы, но и аналогичных ведомств из большинства стран мира. В частности, была создана международная Рабочая группа, куда вошли представители из 20 антимонопольных органов стран мира. Инициаторами и сопредседателями стали ФАС России и Австрийское конкурентное ведомство. Совместная работа антимонопольщиков нескольких стран, по словам заместителя руководителя ФАС, показала, что формирование международных индикаторов цен на рынке нефти имеет ключевое значение для национального ценообразования.

Сейчас российская Федеральная антимонопольная служба совместно с Банком России и ФНС ведет работу на площадке Биржевого комитета, в рамках которого, с участием биржи СПбМТСБ, «Транснефти» и нефтяных компаний на еженедельной основе идет подготовка к запуску бенчмарка на основе поставочного экспортного фьючерсного контракта на российскую нефть. «Мы понимаем, что запуск российского бенчмарка – это не только вопросы нормативно-правового регулирования, но и вопросы изменения процедур и порядка деятельности самих компаний. Нефтяные компании должны быть готовы работать в новых условиях в новом качестве», – утверждает Голомолзин. В частности, меняется статус компании «Транснефть»: из транспортной компании, технологически обеспечивающей биржевые торги, она станет оператором товарных поставок. Что касается Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, на которой, по словам представителя ФАС, ведется торговля по двум базисам – железнодорожном и трубопроводном, обсуждается возможное их объединение. Это качественно изменит взаимоотношения на рынке нефти и нефтепродуктов, и будет способствовать стабильной работе коммерческой инфраструктуры рынка. В настоящее время также обсуждаются вопросы совершенствования нормативных процедур по доступу «к трубе», формированию и исполнению графиков транспортировки нефти с учетом биржевой торговли.

13621706_10205091359522458_1376518905_oВ ходе конференции Argus Павел Иванов, начальник отдела товарного рынка Департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка ЦБ, рассказал об изменениях в законодательстве по регулированию организованного рынка нефти со стороны Банка России. 24 июня в третьем чтении Госдума приняла инициированный Центральным Банком РФ законопроект о прямом доступе иностранных участников к торгам на российском рынке. Это, по словам Иванова, будет способствовать повышению ликвидности нового биржевого поставочного контракта и удобству работы с ним нерезидентов. Как утверждает представитель ЦБ, новации в законодательстве позволят увеличить финансовую привлекательность не только отечественного нефтяного рынка, но и всего российского рынка в целом. Основным средством расчетов за фьючерсы будет доллар, что позволит укрепить российскую национальную валюту. «Для ЦБ важно, повышение маржинальности и инвестиционной привлекательности российского финансового рынка. Проект по созданию бенчмарка был поддержан президентской комиссией по ТЭК. ЦБ последовательно участвует во всех этапах разработки этого проекта. Подписанный в мае план предусматривает запуск торгов в четвертом квартале этого года. До недавнего времени участие нерезидентов в торгах на российских биржах было запрещено на законодательном уровне. Необходимо было либо создавать в РФ дочернее общество или работать через российского брокера. В дальнейшем это бы негативно повлияло на запуск отечественного бенчмарка. Теперь иностранные участники будут напрямую допущены к торгам на российских биржах: и на спотовом, и на фьючерсном рынках. У проекта по созданию отечественного бенчмарка большие перспективы. Перенос точки ценообразования на территорию РФ должен увеличить финансовую привлекательность не только нефтяного, но и в целом всего российского рынка», – отметил Иванов.

Как утверждает Алексей Рыбников, президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, названный ранее срок запуска фьючерсов российского бенчмарка – ноябрь 2016 г. – остается в силе. По его словам, в связи с этим особенно важными для успешного запуска контракта является работа компаний-экспортеров нефти по подготовке к торгам, владение специалистами инструментарием хеджирования рисков, участие нефтяных компаний в подготовке соответствующих процедур и нормативной базы.

Мария Кутузова