На рынке СПГ новый скандал, угрожающий перерасти в торговую войну. В начале этой недели во Франции анонсировали крупнейшую сделку американской Cheniere на поставку французским компаниям EDF, Engie и Total нескольких миллионов кубических метров американского СПГ. В контракте  речь идет об отгрузке c терминала Sabine Pass, по крайней мере, 12 танкеров сжиженного природного газа ежегодно в течение пяти лет, начиная с 2018 г. Однако французский министр энергетики и окружающей среды Сеголен Руаяль заявила о необходимости заблокировать эти поставки, поскольку значительная часть этого СПГ будет производиться из сланцевого газа, добываемого с использованием гидроразрыва пласта. Во Франции использование этого метода запрещено с 2011 г. Теперь французский министр пошла дальше, поставив вопрос отказа от поставок в страну энергоресурсов, добываемых с помощью гидроразрыва пласта. 

Избыток поставок в ближайшие годы на газовом рынке станет главной причиной, по которой покупатели СПГ будут диктовать компаниям и странам-экспортерам свои условия. Несмотря на рост спроса на рынке сжиженного природного газа, старт целой серии СПГ-проектов в Австралии и Соединенных Штатов приводит к шоку предложения. В тоже время в России планируется к реализации целый ряд новых проектов по производству сжиженного природного газа.  

Спроси у мейджера…

Согласно прогнозу Shell, к 2030 г. мировой рынок СПГ увеличится с 250 млн т (по итогам 2015 г.) до 460 млн т: спрос будет расти на 5% в год. Рост населения на Ближнем Востоке и переход на газ на европейском транспортном, в том числе бункеровочном, рынке также будет стимулировать рост потребления СПГ. По данным концерна, в 2000 г. сжиженный природный газ импортировали всего 10 стран, сейчас их порядка 30, а к 2030 г. число государств-импортеров СПГ достигнет 50. Среди новых поставщиков сжиженного газа на мировой рынок – Австралия, Северная Америка и Восточная Африка. Так, Австралия, где у Shell прочные позиции в производстве СПГ, к 2030 г. будет производить 90 млн т СПГ в год.

Концерн давно сделал своими приоритетами разработку газовых запасов и наращивание доли на мировом рынке сжиженного природного газа. С 2010 г. продажи СПГ концерна увеличились на 40%. Дальнейший рост в компании связывают с Австралией, где Shell готовится как оператор к запуску плавающего завода СПГ-проекта Прелюд, обладает долей в проекте Горгон, а также вошел (благодаря поглощению BG) в проект Квинсленд СПГ. Согласно прогнозам, к 2018 г. Shell будет располагать мощностями по производству сжиженного природного газа в 44 млн т СПГ в год (рост на 70% по сравнению с 25,6 млн т СПГ в конце 2014 г.). По оценке Wood Mackenzie, поглощение BG создает нового супер-мейджера на нефтегазовом рынке. Объединение активов, помимо роста добычи и контроля над 65% глубоководных разработок в мире, приведет к существенному увеличению мощностей по производству сжиженного природного газа. WoodMack предполагает, что к 2020 г. Shell будет контролировать производство 53 млн т СПГ в год.

Кроме того, в конце прошлого года американская Федеральная энергетическая комиссия США одобрила экспортный проект по производству сжиженного газа в Лейк-Чарльзе, Луизиана, который, по словам главы BG Group Хельге Лунда, станет одним из крупнейших и конкурентоспособных производств СПГ мощностью в 15 млн т. Первые поставки СПГ в рамках проекта ожидаются после 2020 г. Сланцевая революция в Соединенных Штатах сделала возможным запуск целого ряда СПГ-проектов, мощность которых оценивается экспертами в 600 млн т в год. Однако, согласно оценке Shell, к 2030 г. в строй вряд ли будет введено мощностей более чем в 100 млн т СПГ: в это время на США будет приходиться примерно 25% мирового рынка сжиженного природного газа.

Еще одно перспективное направление – Африка. Согласно оценкам Shell, огромные неразработанные ресурсы восточно-африканских стран – Мозамбика и Танзании – в перспективе гипотетически могут обеспечить все потребности Европы в газе, благодаря реализации целой серии СПГ-проектов.

Согласно прогнозу развития энергетики, выпущенному компанией Exxon Mobil в январе этого года, рост спроса на газ к 2040 г. составит 50% – больше чем на какой-либо другой вид топлива. К этому времени газ потеснит уголь и выйдет на второе место после нефти по объемам потребления. По словам вице-президента ExxonMobil Russia Алекса Волкова, газовая отрасль переживает очень интересные времена, а долгосрочный прогноз на спрос на сжиженный природный газ остается очень высоким. «Развитие рынка носит циклический характер. Мы уже сталкивались с такими проблемами в прошлом. Текущие рыночные цены подводят нас к переломному моменту. В следующие несколько лет станет понятно: какие проекты, действительно, будут жизнеспособны. Те из компаний-производителей, у которых есть финансовые и технические возможности для реализации СПГ-проектов, смогут вывести на рынок новые объемы сжиженного природного газа после 2020 г. Мы считаем, что у природного газа и СПГ блестящее будущее. У газа есть все экономические и экологические преимущества. В ближайшие десять лет производственные мощности по сжижению природного газа нужно наращивать в два раза быстрее, чем это делалось до этого», – объяснил ситуацию Волков, выступая на мартовском «СПГ Конгрессе».

Согласно прогнозу компании BP, спрос на газ будет расти самыми быстрыми темпами до 2035 г. в среднем на 1,8% в год. Увеличение потребления газа будет обусловлено использования угля на европейских рынках, Китае и Северной Америке. Кроме того, ВР прогнозирует быстрый прирост спроса на газ в странах, не входящих в ОЭСР, в частности, в секторе промышленности в Индии. В ближайшие годы резко изменится структура мировой торговли газом.

ВР прогнозирует резкий рост предложения СПГ на мировом рынке: к 2035 г. предложение сжиженного природного газа вырастет на 440 куб. м газа, тогда как трубопроводного только на 80 млрд куб. м. Доля СПГ увеличится с 33% до 51% и сжиженный природный газ станет доминирующим видом торговли газа в мире. По информации старшего советника по экономическим вопросам компании BP Ильи Лысенко, темпы роста торговли на газ впечатляющи: к 2035 г. оборот трубопроводного и сжиженного газа увеличится на 520 млрд куб. м (в 2014 г. он составлял 990 млрд. куб. м). АТР останется основным рынком для сжиженного природного газа, сохранив свою долю в 69-70%. Производители трубопроводного газа сфокусируются на сохранении достигнутых позиций. Европа останется основным рынком, но появится и новый перспективный, быстро растущий центр потребления трубопроводного газа – Китай. Россия – ключевой поставщик, будет испытывать давление под натиском поставок из Средней Азии, прежде всего, Туркменистана. О перспективах развития мирового рынка СПГ «Нефтянка» не так давно поговорила с Владимиром Дребенцовым, вице-президентом, главным экономистом BP, Россия: http://neftianka.ru/faktor-ceny-neft-rossiya-i-opek/

Российский СПГ-детектив

По информации Михаила Кузнецова, заместителя директора CERA в России, большая часть из рассматриваемых российских СПГ-проектов сохраняет свою экономическую эффективность: девальвация рубля и различные налоговые льготы (как в случае с «Ямал СПГ») позволяют значительно улучшить экономику перспективных проектов, сокращают себестоимость добычи газа. Однако, по его словам, не исключена и конкуренция между проектами, поэтому некоторые из них будут отменены. По мнению Кузнецова, поставки российского сжиженного природного газа на рынки АТР вряд ли превысят 30 млн т в год к 2025 г., даже если все потенциальные проекты будут реализованы в соответствии с запланированными графиками. «Разведанная ресурсная база в РФ достаточна для большей части уже реализуемых и перспективных СПГ-проектов, но некоторым из них придется соперничать с проектами по экспорту трубопроводного газа. В России сейчас реализуются или планируются несколько проектов производства сжиженного природного газа суммарной мощностью свыше 45 млн т СПГ в год с целевым рынком сбыта в АТР», – подсчитал Михаил Кузнецов.

По мнению эксперта, реализация дальневосточных СПГ-проектов выглядит как детективная история с несколькими сюжетными линиями. «Сахалинская линия развивается более 5 лет. Здесь уже есть дополнительные объемы производимого газа, которые могли бы между собой поделить операторы «Сахалина-1» и «Сахалина-2». Естественным продолжением этой ресурсной истории могло быть совместное строительство нового завода: либо, используя инфраструктуру «Сахалина-1», привести газ на мощности в Де-Кастри, где построить новый завод, либо продавать газ на уже действующий завод СПГ «Сахалина-2», где газ пошел бы на производство СПГ на третьей и четвертой линиях, планируемых к строительству на заводе в Пригородном. Что касается самостоятельной реализации новых проектов: использования газа проекта «Сахалин-3» при строительстве третьей линии «Сахалина-2», или строительства в Хабаровском крае завода Дальневосточный СПГ, ориентир безубыточности проектов стремится к 8 долларам за MBTU, что делает его неконкурентоспособным.

Вторая сюжетная линия – «Владивосток СПГ», реализация которого недавно перестала быть для «Газпрома» приоритетной. Однако возможность производить сжиженный природный газ и отправлять его на другие рынки может иметь стратегическое значение при диверсификации поставок по трубопроводу «Сила Сибири», в случае, если Китай будет наращивать собственную добычу газа. Экономика проекта (при поставках газа с проекта «Сахалина-3», газопровода «Сила Сибири» или 50 на 50) позволяет сделать его экономически эффективным в долгосрочной перспективе. Месторождения иркутского и якутского центров газодобычи (Чаяндинское и Ковыктинское месторождения) могут использоваться как для прямых поставок в Китай по «Силе Сибири», так и для поставок на «Владивосток СПГ». Несмотря на возможность роста добычи газа на Сахалине до более чем 50 млрд куб. м в год, конкуренция за этот объем между существующими («Сахалин-2») и перспективными СПГ проектами («Сахалин-1», «Сахалин-2», «Владивосток СПГ»), а также прямыми поставками в Китай неизбежна», – утверждает эксперт.

Что касается «Ямал СПГ», большая часть объемов поставок сжиженного природного газа уже законтрактована. «На проект уже потрачено более 10 млрд долларов и точка решения об отмене уже пройдена. Если бы мы поставили себя на место руководителя, которому пришлось принимать инвестиционное решение по этому проекту несколько лет назад, стоит понимать, что тогда цена безубыточности составляла 7,3 доллара за MBTU. В то время стоимость СПГ находилась выше 12 долларов за единицу на рынке АТР. На этой основе и было принято решение о реализации проекта «Ямал СПГ». Текущие цены 4,3 за единицу, в краткосрочной перспективе – еще ниже, в долгосрочной – около 10 долларов в текущих ценах. Но данному проекту были предоставлены льготы. Кроме того, девальвация рубля в течение этого года позволят снизить цену безубыточности до 6,4 доллара», – отмечает Кузнецов. Не так давно заместитель правления компании «НОВАТЭК» Марк Джетвей заявил, что себестоимость ямальского СПГ будет ниже 3 долларов за MBTU.

« Ямал СПГ» – это уже не столько экономический, а геополитический проект, который критично нужен России. Если мы посмотрим на всю систему льгот, изменения, которые адресно были внесены в ФЦП «Развитие транспортной системы России, строительство двухосадочных ледоколов и иные задачи, решаемые в рамках проекта, то увидим, что, по сути, это развитие всей транспортной инфраструктуры Арктической зоны в целом. «Печора СПГ» может быть даже более эффективен в силу меньшей ледовитости акватории в районе Индиги, комплексного подхода к утилизации конденсата, преобразования трубопроводного газа в сжиженный газ. Ресурсной базой проекта могут стать Кумжинское и Коровинское месторождения, поблизости расположено Лаявожское месторождение, которое характеризуется высокими характеристиками газа. Главная причина приостановки проекта и отсутствия определенности с его дальнейшей реализацией, даже при всей заинтересованности «Роснефти», которая готова работать с «Алтек», заключается в отсутствии разрешения на экспорт СПГ. Это политическая причина, а не экономическая. Возможно этой весной, удастся преодолеть этот казус», – отмечал директор компании «Гекон» Михаил Григорьев в интервью «Нефтянке»

СПГ-бункеровка: ориентир на потребителя

Не так давно «Газпромбанк» приступил к реализации собственного инвестиционного проекта по строительству терминала по производству и перегрузке сжиженного природного газа в порту Высоцк, включая газопровод-отвод от магистрального газопровода «Ленинград-Выборг-Госграница». На острове Рюевялинниеми, вблизи с уже существующими терминалами (нефтеотгрузочным ЛУКОЙЛа и угольным СУЭК), будет сооружен терминал по производству и отгрузке сжиженного природного газа мощностью в 660 тыс. т в год. Проект будет вводиться единым технологическим комплексом в две линии по 330 тыс. т СПГ в год каждая. Запуск завода  планируется в середине 2018 г. Проект оценивается в 50 млрд рублей (без НДС).

С «Газпром экспортом» уже подписаны контракты на поставки с завода в Высоцке на 320 тыс. т сжиженного природного газа. Сжиженный природный газ будет поставляться как промышленным предприятиям, у которых нет доступа к трубопроводному газу, так и на бункеровку. Так, часть СПГ пойдет на юг Финляндии в адрес компании GasUm, которая будет в дальнейшем самостоятельно реализовывать его на внутреннем рынке, а другая часть на север Финляндии – промышленному консорциуму Mango, который принял стратегическое решение о переходе с пропан бутана на  сжиженный природный газ. В свою очередь, GasUm является ведущим игроком в сегменте оптовой торговли и поставляет газ конечным потребителям, включая и сетевое хозяйство, и транспорт (в том числе бункеровку).

В рамках проекта будет введен в строй газопровод-отвод протяженностью в 41 км от магистрального газопровода «Ленинград-Выборг-Граница». За счет реализации этого проекта будет газифицирован Выборг и терминал «ЛУКОЙЛа», который в настоящее время использует мазут. Газопровод-отвод проектируется с учетом будущего масштабирования производства, чтобы он позволил обеспечить возможность прокачки до 2 млрд куб. м и увеличить в перспективе выпуск СПГ до 1,3 млн т в год. В проект заложены решения для возможного двукратного увеличения производительности: выделенная электрическая мощность рассчитана на 1,3 млн т, объем СПГ хранилища 42 тыс. куб. м и параметры причальной зоны позволяют также отгрузить 1,3 млн т в год.

В рамках проекта предусмотрено строительство двух причалов: один для СПГ танкеров емкостью 20 тыс. куб. м, другой для судов-бункеровщиков. «Газпромбанк» работает с внутренними потребителями на рынке бункеровки, в первую очередь, с компанией «Газпром нефть Марин Бункер», планирующей СПГ-бункеровку в акватории Балтийского моря с помощью судна-бункеровщика. Кроме того, технологические решения, закладываемые в проект, позволяют отгрузку автомобильным транспортом с завода. В проекте также существует возможность принимать сжиженный газ автомобильным транспортом из других мест с последующей отгрузкой в СПГ-танкеры.

В свою очередь, «Газпром нефть» планирует осуществить первую бункеровку сжиженного природного газа на Балтике уже в 2017 г. Компания приступила к реализации пилотного проекта по строительству малотоннажного газовоза (судна-бункеровщика) для проведения в портах РФ операций по бункеровке судов сжиженным природным газом. В соответствии с требованиями администраций балтийских портов, исходя из потребностей клиентов-судовладельцев первый СПГ-бункеровщик «Газпром нефти» ледового класса ICE 3, будет обладать установкой по сжижению природного газа и грузовместимостью в 3 тыс. куб. м СПГ.

В рамках еще одного проекта – «СПГ-Горская» – предполагается установка в порту Горская плавучего завода-СПГ мощностью в 1,26 млн т сжиженного природного газа в год, который будет вводиться тремя очередями каждая по 420 тыс. т мощностью. В ходе «СПГ Конгресса» генеральный директор «СПГ-Горская» Кирилл Лятс рассказал, что компания претендует на активное участие в создании так называемого бункеровочного СПГ-кольца, которое охватит несколько портов в Балтийском море. Компания подала заявки на установку четырех СПГ-хранилищ в двух портах Германии, а также в одном из портов Швеции и Финляндии. Генеральный директор «СПГ-Горская» подробно рассказал о реализации своего российского проекта в своем интервью «Нефтянке»: http://neftianka.ru/spg-bunkerovka-na-baltike-biznes-s-nulya/

У «Газпром газомоторное топливо» есть свои планы по использованию СПГ на водном транспорте. На проходившем в феврале  Втором международном форуме «Судовые топлива и масла 2016» начальник управления «Газпром газомоторное топливо» Елена Кузина рассказала о двух планируемых пилотных проектах. Первый из них предполагает разработку технико-экономического обоснования для создания бункеровочной точки СПГ для морского транспорта в порту Бронка. Планируется строительство на Средне-Невском судостроительном заводе двух буксиров, работающих на газе, двух криобаз, а также подготовка судовых команд и персонала. Второй пилотный проект будет реализован на речном транспорте. Планируется разработать технико-экономическое обоснование на создание бункеровочной точки в порту Казань, а также строительство на Зеленодольском судостроительном заводе трех скоростных пассажирских речных судов, работающих на СПГ. По словам Кузиной, выбор портов связан с запланированным введением в эксплуатацию мощностей заводов по сжижению природного газа в индустриальном парке в Чистополе и Выборге.

Мария Кутузова