Шелловское масло на торжокском хлебе

Маслозавод (его официальное название — Торжокский комплекс по производству смазочных материалов) начали строить в чистом поле на окраине Торжка в 2009 году. Управились за три года — в октябре 2012 года в торжественной обстановке состоялось открытие завода. Инвестиции составили несколько десятков миллионов долларов (точные цифры не называются). Все вложенные средства окупились, завод устойчиво генерирует солидную операционную прибыль.

Создатели завода заложили в его технологические схемы большое количество не только самых современных, но и я бы сказал, опережающих технических решений. О разнообразных интересных новинках можно сделать отдельную передачу. Лично на меня наибольшее впечатление произвело то, что процесс промывки рабочих емкостей внесен в формулу выпускаемых продуктов. 

Это позволяет очень быстро перенастраивать оборудование под выпуск различных масел, что позволяет гибко реагировать на изменчивую конъюнктуру рынка. В свою очередь, это является важнейшим фактором эффективности завода.

Произвел впечатление и резервуарный парк – так, в огромных ребристых подогреваемых резервуарах готовой продукции масло не только хранится, но и окончательно смеивается, как говорится, «доходит до кондиции». 

Производительность завода —200 млн литров масла в год, что делает торжокское производство одним из крупнейших в Shell. Завод выпускает широкую продуктовую линейку, включающую более 80 наименований моторных, судовых, гидравлических и трансмиссионных масел и промышленных смазочных материалов под марками Helix, Rimula, Spirax, Tellus и Omala.

Принципиальная особенность завода — качество основных базовых масел, которые поставляются сюда из далекого Катара, с гигантского шелловского производственного комплекса, работающего на газовом сырье по технологии GTL (Gas to Liquid) и носящего название Pearl — «Жемчужина». Главное достоинство базовой основы — однородность. Благодаря различным присадкам (в одном продукте может содержаться до 15 присадок) масло доводится до заданных характеристик. За качеством здесь следят строго. Заводская лаборатория — это настоящий «храм качества», концентрат высоких технологий, очень дорогостоящего оборудования и сложных многоступенчатых процедур контроля.

Цех розлива — самое «телегеничный» участок производства. Здесь масло разливается в самую разнообразную тару — литровые и четырехлитровые канистры, 20-литровые ведра, 55-литровые кеги (это относительно новый и весьма популярный вид расфасовки), бочки емкостью 209 литров и даже тысячелитровые пластиковые контейнеры IBC, так называемые «еврокубы».

Продукция завода отправляется из Торжка автомобильным и железнодорожным транспортом по всей России и в страны ближнего и дальнего зарубежья – от Белоруссии до Монголии.

На заводе по двухсменной системе работают 100 человек, еще 150 человек — различные подрядчики (например, логистики, управляющие огромным складом на 9 тысяч палето-мест). Зарплата высокая, соцпакет обширный (например, ДМС, который у всех одинаковый — от директора до сменного оператора установки), текучесть кадров низкая, конкурс на 1 место — выше, чем в МГИМО. Но, правда, и требования к персоналу повышенные — в первую очередь, во всем, что касается дисциплины, обеспечения качества и охраны труда и производственной безопасности. 

Маленький штрих — человек с перегаром «после вчерашнего» на территорию завода зайти не сможет. С другой стороны, если недомогание «прихватит» на территории, тебе обязательно помогут — здесь многие прошли курсы оказания неотложной медицинской помощи. Есть здесь даже и… дефибриллятор, необходимый для того, чтобы мощным ударом тока запустить внезапно остановившееся сердце.

Завод в Торжке — яркий пример удачных производственных инвестиций. На большой территории — 24 гектара — есть несколько подходящих площадок для развития производства. И заводчане надеются, что расширение будет, ведь рынок масел и спрос на высококачественную шелловскую продукцию непрерывно растет хорошими темпами. 

Григорий Волчек