Конкуренция в новых условиях. Рынок судовых масел и новое экологическое регулирование

Российские компании являются лидерами на мировом рынке судовых масел, захватив впечатляющие рыночные доли в глобальном масштабе. Однако со следующего года на международном уровне в сегменте судоходных перевозок вводятся строгие экологические ограничения. Как повлияют новые нормы защиты морской среды на производителей судовых масел? Информационное агентство Argus выпустило новый отчет под названием «Влияние положений IMO 2020 на рынок базовых масел», в котором попыталось проанализировать ситуацию в этом сегменте.

В соответствии с пересмотренным приложением VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) с 1 января 2020 г. норма предельного содержания серы в бункерном топливе во всем мире снижается с 3,5% до 0,5%. Argus отмечает, что изменения коснутся судовладельцев, которым придется приспосабливаться к работе в новых условиях; переработчиков, которым будет необходимо модернизировать и оптимизировать производство; блендинговых компаний и производителей присадок, так как изменятся требования к качеству смазочных материалов; а также потребителей в целом, поскольку вырастет стоимость морских перевозок. 

Если крупнейшие судоходные компании разрабатывают различные варианты перехода на малосернистое топливо, то в случае с переработчиками, согласно выводам экспертов агентства, многие продолжают ждать «явных рыночных тенденций» и не спешат оптимизировать производство. Argus отмечает, что пока преобладающей стратегией среди судовладельцев является использование малосернистого топлива, отвечающего требованиям IMO. В результате цены на нефть и соответствующее топливо в 2019 г. могут вырасти на фоне укрепления спроса на средние дистилляты. 

Повышение цен на сырье окажет влияние на стоимость базовых масел, особенно если премия к ценам на выпускаемые базовые масла относительно стоимости топлива останется низкой. Argus считает, что часть мощностей по производству базовых масел могут быть остановлены, если переработчики отдадут предпочтение выпуску топлива с содержанием серы 0,5% на фоне растущего спроса. В результате базовые масла, вероятно, подорожают по мере того, как все больше сырья будет перенаправляться для производства новых видов топлива. Рост цен на малосернистую нефть также поспособствует увеличению стоимости всех базовых масел.  

Эксперты агентства предупреждают, что производство топлива, отвечающего требованиям IMO, потребует изменения состава смазочных материалов. В частности, щелочное число судовых цилиндровых масел, как ожидается, будет понижено до 15-40 с 70-100, так как новое судовое топливо будет содержать меньшее количество серных соединений, требующих нейтрализации. Обычно производители предпочитают выпускать базовые масла Группы I из-за их растворимости, однако теперь это свойство не имеет большого значения: теперь готовые смазочные материалы будут содержать меньшее количество щелочных соединений, которые необходимо растворять, что может повлиять на структуру производства базовых масел. К настоящему времени большинство крупных производителей присадок для судового топлива обеспечили или стремятся обеспечить взаимозаменяемость базовых масел Группы I и Группы II. 

Как прогнозирует Argus, смазочные материалы будут иметь более сложный состав из-за разнообразия используемых видов топлива. Уменьшение уровня дозирования или щелочного числа смазочного материала недостаточно для предотвращения побочных эффектов. К таким эффектам может относиться снижение дисперсионной способности, коррозионного износа, моющей способности, адгезионного и абразивного износа. Смазочные материалы должны будут обладать новыми свойствами, в частности, устойчивостью к образованию лаковых отложений на цилиндровых втулках, износу втулки в результате низкотемпературной коррозии, повышенному образованию отложений и окислению. Таким образом производители смазочных материалов в ближайшее время столкнутся с двумя ключевыми негативными тенденциями: ростом цен на сырье и необходимостью быстро перестраивать производство, ориентируясь на выбранные судоходными компаниями стратегии перехода к новым экологическим стандартам.

Мария Кутузова