Норвежская Statoil заявила о рентабельности разработки первой фазы нового проекта в Северном море на месторождении Юхан Свердруп при цене нефти ниже 15 долларов за баррель. Беспрецедентные усилия, предпринимаемые компанией по сокращению издержек в последние годы, привели к значительному снижению стоимости реализации морского нефтедобывающего проекта. Rystad Energy утверждает, что норвежские нефтяники успешно конкурируют с разработчиками американских сланцевых формаций.

Как сообщает Statoil, готовность к запуску промышленной добычи на месторождении Юхан Свердруп сейчас составляет 70%. Первая фаза реализации проекта сейчас оценивается в 88 млрд норвежских крон. Компания сократила затраты на 30% (35 млрд норвежских крон) по сравнению с первоначальным планом, одобренным в августе 2015 г. Statoil собирается начать добычу в конце 2019 г. и извлекать порядка 440 тыс. баррелей нефти в сутки. Вторая фаза должна быть запущена в эксплуатацию в 2022 г., в результате на Свердрупе будет добываться порядка 660 тыс. баррелей в сутки.
Юхан Свердруп — крупнейшее месторождение, из обнаруженных в Северном море за последние годы. Кроме того, разработка этого актива станет крупнейшим промышленным проектом в Норвегии за последние 50 лет. На пике добыча на месторождении будет давать порядка 25% от всего производства нефти в стране. Партнерами по проекту Statoil (оператор, доля 40,0267%) являются Lundin (22,6%), Petoro (17,36%), AkerBP (11,5733%) и Maersk Oil (8,44%).

В рамках первой фазы реализации проекта оператор собирается извлечь порядка 2,1-3,1 млрд баррелей н. э. Что касается второй фазы, Statoil продолжает работу над сокращением затрат. Пока необходимые вложения в ее реализацию оцениваются ниже 45 млрд норвежских крон, а ее рентабельность находится на уровне ниже цены на нефть в 20 долларов за баррель. Предполагается, что месторождение станет ресурсной базой норвежской нефтедобычи вплоть до 2070 г.

Мэтью Фитцсиммонс, эксперт норвежской аналитической компании Rystad Energy, отмечает в комментарии, разосланном отраслевым журналистам, что стратегия Statoil на сокращение издержек является одним из главных трендов мирового рынка морской нефтегазодобычи. Операторы шельфовых проектов сконцентрированы сегодня на упрощении и стандартизации решений, улучшении в конструкции производственных объектов, а также повышении управленческой эффективности.

«15 долларов за баррель на Свердрупе — впечатляющий результат Statoil. Начиная с 2014 г. индустрия шельфовых проектов значительно продвинулась в деле сокращения стоимости реализации проектов. В результате проекты в Северной Атлантике демонстрируют рост прибыльности для акционеров. Тогда как североамериканская сланцевая индустрия в среднем показывает рентабельность при ценах на нефть выше 40 долларов за баррель, и уже ощущает воздействие перегретого рынка. Так, ежемесячный показатель числа законченных бурением скважин удвоился с 2016 г. Экономия в 35 млрд норвежских крон на Свердрупе может быть приравнена к бурению 750 скважин на сланцевых формациях. Это почти месяц бурения на всех сланцевых формациях в США», — отмечает Фитцсиммонс.

Мария Кутузова