Продолжаем обзор нефтеналивных портов России: Сахалин

«Городок особенного типа»

В 1643 году голландский мореплаватель Мартин Де Фриз первым из европейцев исследовал южное побережье Сахалина, присвоив обширному заливу название Анива (слово заимствовано из лексикона айнов, коренных местных жителей), а соседнему мысу и прилегающей бухте — Томари-Анива. 

В сентябре 1853 года прибывший в бухту адмирал Геннадий Невельской учредил здесь военный сторожевой пост Муравьевский, названный в честь генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского. Менее чем через год, во время Крымской войны, пост был эвакуирован в связи с угрозой нападения со стороны военных эскадр Великобритании и Франции. В  1867 году пост был восстановлен, а спустя два года расширен и переименован в Корсаковский в честь нового восточно-сибирского губернатора — Михаила Корсакова. 

Параллельно с освоением юга Сахалина российские власти официально определили остров в качестве места каторги и ссылки; весной 1870 года сюда прибыла первая партия ссыльнокаторжных. 

25 апреля 1875 года был подписан Санкт-Петербургский договор, по которому Япония официально отказалась от территориальных претензий на Сахалин в обмен на Курильские острова. При этом японским судам предоставлялось право в течение 10 лет посещать порт Корсаков (Кусун-Котан) без уплаты портовых и таможенных пошлин. 

В сентябре 1890 года в Корсаковский пост прибыл Антон Чехов; в своей знаменитой книге «Остров Сахалин» великий писатель написал: «Пост имеет с моря приличный вид городка, не сибирского, а какого-то особенного типа, который я не берусь назвать; основан он был почти 40 лет назад, когда по южному берегу там и сям были разбросаны японские дома и сараи, и очень возможно, что это близкое соседство японских построек не обошлось без влияния на его внешность и должно было придать ей особые черты». 

В июне 1905 года, под занавес русско-японской войны, Корсаков был занят японским морским десантом. Вскоре согласно условиям Портсмутского мирного договора территория южного Сахалина отошла к Японии под названием Карафуто; Корсаковский пост получил название Оодомари. Сюда была проведена железная дорога, построены целлюлозно-бумажный завод, фабрика по производству агар-агара и причал с железобетонным мостом-платформой, функционирующий по сей день. В 1923 году открыто регулярное паромное сообщение Оодомари с портом Вакканай на соседнем японском острове Хоккайдо (после войны паромную линию закрыли и вновь открыли только полвека спустя, в 1995 году). 

25 августа 1945 года советский десант взял город с моря; японский гарнизон капитулировал без сопротивления. 2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР образована Южно-Сахалинская область; вскоре Оодомари был переименован в Корсаков и получил статус города областного подчинения. При этом официально утверждалось, что название дано не в честь «царского» губернатора, а в связи с увековечиванием памяти мореплавателя, ученого и писателя Воина Римского-Корсакова, брата выдающегося композитора.

Несмотря на отдаленность, Корсаков не был обделен вниманием властей – в 1954 году город посетил советский лидер Никита Хрущев, а в 1967 году — председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.

В 2009 году недалеко от города пущен в эксплуатацию первый в России СПГ-завод и отгрузочный терминал «Пригородное» (подробнее – см. материал «С далекого пролива Лаперуза»). 

Строительство порта Оодомари началось в 1907 и завершилось в 1928 году. В 1939 году порт был расширен – в частности, сооружен Северный пирс. В августе 1946 года создан Корсаковский морской торговый порт 1 разряда. В настоящее время эта гавань — крупнейшая на Сахалине. Помимо основной акватории в заливе Анива, порт включает 5 обособленных участков — Поронайск (залив Терпения, устье реки Поронай), Пограничное (к югу от мыса Ратманова), Москальво (залив Байкал), Набильский залив и Александровский залив. Площадь территории гавани — 45 га, акватории — 113 кв. км, открытых грузовых площадок — 79 тыс. кв. м, крытых складов — 18 тыс. м. В порту работают 34 причала общей протяженностью 3,4 км. Основные грузы — лес, уголь, нефть и нефтепродукты, металлы и металлолом, оборудование, контейнеры, генеральные грузы. Грузооборот — 5 млн тонн в год (включая 2,6 млн тонн наливных грузов), пассажирооборот — более 30 тыс. человек в год (включая круизных туристов). Портовое хозяйство включает портальные, гусеничные и автомобильные краны. Портофлот включает несколько десятков плавсредств — буксиров, катеров, плашкоутов и барж. Порт связан регулярными линиями с Приморским краем, Курильскими островами, Японией и Республикой Корея. В гавани имеется судоремонтная верфь. Максимальные габариты судов, заходящих в Корсаков: по осадке — 7,5 м по длине — 150 м, по ширине — 40 м.

Лежбище сивучей

Японское название Невельска — Хонто — происходит от айнского Понто-Кэси («берег озера»). В 1789 году здесь, в южной части Татарского пролива, появились русские землепроходцы, потом была двойная — российская и японская — администрация, а по итогам русско-японской войны (1905 год) Хонто, как и весь юг Сахалина, отошел к Стране восходящего солнца. В этот период здесь были созданы хозяйства по разведению осенней кеты, основано военное училище, открыто железнодорожное движения по маршрутам Хонто — Маука (Холмск) — Куссюнай (Ильинск) и Хонто — Найхоро (Горнозаводск).

Особое значение имело строительство порта, которое началось в 1916 году и завершилось через 10 лет; это была первая на Сахалине незамерзающая гавань; отсюда уходили паромы на Вакканай.

В 1945 году юг Сахалина и Курильские острова вошли в состав СССР, а на следующий год Хонто был переименован в Невельск в честь знаменитого мореплавателя адмирала Геннадия Невельского. Тогда же на имеющейся материально-технической базе были созданы Невельский морской рыбный порт (впоследствии — база тралового флота), судоремонтный завод и военный порт, где дислоцировалось морское подразделение погранвойск. Важным событием новейшей истории стала прокладка в 2008 году подводной волоконно-оптической линии связи Невельск — Исикари протяженностью 570 км — основного канала телекоммуникаций, связывающего Россию с Японией.

Еще одна яркая достопримечательность Невельска — на местном волнорезе расположено сезонное лежбище сивучей. Соответственно, сивуч — главный символ города, представленный на его флаге и гербе. 

Порт Невельска имеет территорию 90 га и акваторию 2,3 кв. км; в гавани имеются 27 причалов общей протяженностью 2,9 км. Грузооборот — 1,5 млн тонн в год, включая 200 тыс. тонн наливных грузов (нефтепродуктов); пассажирооборот — 13 тыс. человек.  В состав порта входят обособленные терминалы на Курильских островах — Южно-Курильск (Кунашир), Крабозаводск и Малокурильск (Шикотан), Курильск (Итуруп) и Северо-Курильск (Парамушир); глубина причалов там составляет от 5 до 7 м. Общая площадь открытых грузовых площадок — 31 тыс. м, крытых складов — 17 тыс. кв. м.

Рыба и капуста

Первыми европейцами, предпринявшими попытку изучения Татарского пролива, были французы, участники экспедиции Жан-Франсуа де Лаперуза — в 1787 году они нанесли на карту западный берег Сахалина от мыса Крильон до мыса Жонкьер. Первыми русскими моряками, прошедшим по Татарскому проливу по следам Лаперуза, стал экипаж шхуны «Восток» из эскадры прославленного адмирала Евфимия Путятина; это произошло в 1853 году. 

Новейшая история Холмска (Маука) началась 21 мая 1870 года, когда на берегу бухты Маука был основан русский военный пост. Солдаты, неся караульную службу, занимались охотой, рыболовством и огородничеством. 

Спустя 20 лет, в 1890 году, посетивший Сахалин Антон Чехов так описал поселение: 

«Тут, в Мауке, издавна производится добыча морской капусты, которую очень охотно покупают китайцы, и так как дело поставлено серьезно и уже дало хороший заработок многим русским и иностранцам, то это место очень популярно на Сахалине… Капустным промыслом владеет русский купец Семенов, сын которого постоянно живет в Мауке; делом заведует шотландец Демби, уже не молодой и, по-видимому, знающий человек… Маука причислена к Корсаковскому округу. В настоящее время здесь живут на поселении 38 душ: 33 м и 5 ж. Все 33 ведут хозяйства. Из них трое уже имеют крестьянское звание. Женщины же все каторжные и живут в качестве сожительниц. Детей нет, церкви нет, и скука, должно быть, страшная, особенно зимою, когда уходят с промыслов рабочие. Здешнее гражданское начальство состоит из одного лишь надзирателя, а военное — из ефрейтора и трех рядовых». 

В период японской колонизации (1905-1945 годы) Маука существенно выросла — здесь появились телеграф и телефон, железная и автомобильная дороги, водопровод, школа, коммерческое училище, больница, почтамт, спортклуб, баня, две гостиницы, три газеты, несколько ресторанов и культовых сооружений. Основой региональной экономики были рыболовецкие предприятия, порт, кирпичный завод, маслозавод, пушная звероферма, бумажная фабрика и две электростанции. 

В ходе советизации южного Сахалина Маука была переименована в Холмск, получивший статус города областного подчинения и ставший главной базой Западно-Сахалинского рыбтреста, в состав которого вошли 20 рыбозаводов, судоверфь и флот из более чем 200 плавсредств. В 1949 году в Холмск из Николаевска-на-Амуре переведено мореходное училище. В 1959 году в городе создано управление сейнерного флота, вскоре  преобразованное в управление морского рыболовного и зверобойного флота. 

Ключевым событием в жизни города и всего острова стало открытие в 1973 году морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы Ванино — Холмск. Через 3 года, с выходом на линию пятого ледокольного парома типа «Сахалин», переправа достигла проектной мощности — 1 млн тонн грузов и 60 тыс. пассажиров в год. Кроме того, в 1993-2015 годах действовала грузовая паромная линия Холмск — Отару (Япония).

Холмский порт расположен на западном побережье Сахалина, в вершине незамерзающего залива Невельского. Площадь территории — 49 га, акватории — 16 кв. км. Навигация круглогодичная; лед держится с января до марта, но плаванию не препятствует. Акватория делится молами на внутреннюю гавань и внешний рейд. Портовое хозяйство состоит из 27 причалов общей протяженностью 2,5 км. Перегрузочное оборудование включает портальные краны грузоподъемностью до 40 тонн, а также автопогрузчики. Площадь открытых грузовых площадок — 134 тыс. кв. м, крытых складов — 27 тыс. кв. м, емкость резервуаров нефтехранилища — 10 тыс. тонн. Грузооборот порта — 4 млн тонн в год (включая 100 тыс. тонн нефтепродуктов), пассажирооборот — 90 тыс. человек в год. Основные грузы — каботажные, перевозимые на паромах. Кроме того, перерабатываются уголь, пиломатериалы, рыба, наливные грузы, трубы, генеральные грузы, контейнеры, нефтегазовое оборудование и стройматериалы (цемент). В состав порта входят обособленные участки (терминалы) в бухтах Правда и Яблочная. Предельные параметры судов, входящих в порт: осадка — 8 м, длина — 130 м, ширина — 22 м. Большую роль в развитии Холмской гавани и всего портового хозяйства Сахалина сыграл легендарный Тимофей Гуженко, длительное время занимавший пост министра морского флота СССР — в 50-е годы он руководил Холмским и Корсаковским портами, а затем Сахалинским морским пароходством.

Угольный край

В 1857 году флотский лейтенант (впоследствии — контр-адмирал) Николай Рудановский открыл на западе Сахалина, в междуречье Сортуная (Гончаровки) и Нояси, богатые залежи каменного угля — так называемые «Путятинские копи». В период японской колонизации Страна восходящего солнца, остро нуждавшаяся в энергоресурсах, резко активизировала добычу в этом угольном бассейне; здесь появились несколько новых городов и поселков — Торо (на айнском языке это слово означает «земля»; нынешнее название — Шахтерск), Эсуторо (Углегорск), Камиэсуторо (Краснополье), Китакодзава (Тельновское), Тайхэй (Ударное). Кроме того, были построены 6 угольных шахт совокупной производительностью 3 млн тонн угля в год, целлюлозно-бумажный комбинат, лесокомбинат, два рыбозавода, предприятия пищевой и легкой промышленности, а также несколько десятков ферм. 

В 1947 году в рамках советизации южного Сахалина Торо переименован в Шахтерск. В 2017 году в связи с закрытием всех угольных шахт (открытые угольные разрезы остались) и существенным сокращением населения город Шахтерск снизил статус до поселка городского типа. 

Порт Шахтерска расположен на берегу Татарского пролива в заливе Гаврилова. Основные сооружения гавани построены в 1933 году, знаменитый 26-метровый маяк на мысе Ламанон — в 1924 году. В 1951 году постановлением Советского правительства Шахтерск открыт для захода иностранных судов. В 2000 году введен в эксплуатацию новый угольный причал, в 2010 году завершена реконструкция гидротехнических сооружений. Площадь территории порта — 14 га, акватории — 47 кв. км. Период навигации — с марта по декабрь включительно. Порт включает в себя рейд и внутреннюю гавань; имеет 28 причалов общей протяженностью 2,1 км. Грузооборот — 2,5 млн тонн в год; основные грузы — уголь, лес, генеральные грузы, нефтепродукты (бункеровка). Портовое оборудование — портальные и гусеничные краны и автопогрузчики. Площадь открытых грузовых площадок — 45 тыс. кв. м, крытых складов — 7 тыс. кв. м. В состав гавани входят обособленные терминалы (участки) Бошняково (устье реки Августовка), Красногорск (устья рек Красногорка и Айнская) и Углегорск. Максимальные габариты судов, заходящих в порт: осадка — 15 м, длина — 200 м, ширина — 20 м. В гавани строится выносной причал длиной 1200 м, что позволит уйти от рейдовой погрузки и обеспечить круглогодичный режим работы порта с использованием судов типа Panamax. Пока причал строится, используется плавучий терминал, с помощью которого в 2021 году гавань установила российский рекорд по перевалке угля, загрузив 188 тыс. тонн угля в балкер длиной 300 м и шириной 50 м. 

Григорий Волчек