Завершаем рассказ о самых северных нефтяных терминалах России и мира

Край севера

Западную оконечность полуострова Таймыр и остров, отделенный от нее полуторакилометровым проливом, впервые открыли русские поморы в начале XVII века. Остров неоднократно менял названия — Долгий, Кузькин, Большой Северо-Восточный. В 1875 году здешние места посетил шведский мореплаватель Нильс Норденшельд, назвавший остров в честь купца Оскара Диксона, финансировавшего экспедицию. Через 20 лет название Диксон было официально закреплено в ходе гидрографической экспедиции знаменитого полярного исследователя, будущего генерала Андрея Вилькицкого. В 1901 году на берегу появилось первое строение — деревянный угольный сарай, построенный членами полярной экспедиции Эдуарда Толля. 

В 1915 году на острове были созданы запасы угля и провизии, построены 15-киловаттная радиостанция со 107-метровой мачтой, метеорологический центр, геофизическая обсерватория и база для зимовки судов — жилые дома, баня и большой угольный амбар. В 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути; при этом географическое положение Диксона, находящегося в середине стратегического маршрута, оказалось наиболее выгодным. 22 мая 1934 года (эта дата считается днем рождения порта) на Диксон прибыли первые строители, которые возвели портовые причалы, угольную базу, самую мощную в Арктике радиостанцию, единственную в радиусе 600 км больницу и жилые дома. В бухте стали постоянно базироваться гидросамолеты. Этот период истории Диксона дал писателю Борису Горбатову фактическую основу для создания известной книги «Обыкновенная Арктика».

Во время Великой Отечественной войны в Диксоне располагались Карская военно-морская база, аэродром полярной авиации и радиометеоцентр. 27 августа 1942 года Диксон и корабли, стоявшие на его рейде, были обстреляны немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Затем враг попытался высадить десант, но был отбит огнем береговых батарей и корабельных орудий. В результате нападения погибли 7 советских моряков; это стало единственным боестолкновением с вермахтом в азиатской части СССР. Другими боевыми эпизодами Великой Отечественной войны стали постановка в 1943 году немецкими подлодками минных заграждений и последующее их траление. 

Пожар и затопление «Александра Сибирякова» после обстрела с «Адмирала Шеера»

После войны в Диксоне созданы бункеровочная и гидрографическая база, строительный комбинат «Диксонстрой», геологоразведочная экспедиция, рыбзавод и аэропорт. В 1958 году произведена реконструкция причалов с установкой новых портальных кранов. В 1970-х годах построены новое здание портовой администрации, многоэтажные жилые дома, склады и овощехранилище. 

Диксон — самый северный населенный пункт и порт России. Летняя навигация приходится на июнь — сентябрь/октябрь, зимняя навигация возможна при обеспечении ледокольной проводки. Грузооборот — 0,5 млн тонн, основные грузы — генеральные, навалочные и наливные (нефтепродукты; под них выделен отдельный причал). Гавань может принимать суда с осадкой до 14 м. Портовое хозяйство включает портальные, гусеничные и колесные краны, а также автопогрузчики. Основной грузопоток приходит из Дудинки по Енисейскому заливу; также возможен, но почти не используется водный путь по реке Пясина до портопункта Валек (пригород  Норильска). 

В 2021 году в окрестностях Диксона практически одновременно началось возведение сразу двух крупных специализированных портов — глубоководного (15,5 м) угольного терминала «Чайка» и нефтяного терминала «Бухта Север». Из «Чайки» планируется к 2026 году вывозить 10 млн тонн угля с близлежащего Сырадасайского месторождения; сырье для «Бухты Север» будет поставляться с месторождений Ванкорской, Пайяхской и Восточно-Таймырской группы с общим ресурсным потенциалом более 6 млрд тонн легкой малосернистой нефти (проект «Восток Ойл». 

Общий объем инвестиций в нефтяной мега-проект — 10 трлн рублей; объем работ разделен на три этапа. Сначала будет построена инфраструктурная база — причалы для портофлота и стройматериалов, трансформаторные подстанции, ремонтно-механические мастерские, вспомогательные здания, площадки для хранения генеральных грузов, инженерные сети. Следующий этап, рассчитанный до 2027 года, включает обустройство акватории порта, установку навигационного оборудования, прокладку двухниточного магистрального трубопровода Пайяха – Бухта Север протяженностью 413 км диаметром 800 мм и возведение приемо-сдаточного пункта и терминала первой очереди мощностью по отгрузке 26 млн тонн нефти в год. На территории терминала разместятся технологический трубопровод, буферная емкость дизельного топлива, блок измерения количества и качества нефти, насосная станция откачки, комплекс конденсации и рассеивания, нагнетательная установка и другие производственные объекты. Третий этап — увеличение отгрузки до 100 млн тонн в год, что, помимо прочего, потребует установки 6 рейдовых перевалочных комплексов и постройки и/или аренды 30 танкеров-челноков высокого ледового класса Arc7 дедвейтом 120 тыс. тонн каждый. Если этот амбициозный план будет реализован, «Бухта Север» станет крупнейшим нефтеналивным портом России.

Старое и новое

Дудинка, расположенная на правом берегу Енисея, в устье реки Дудинка, в 600 км южнее Диксона и в 2 тыс. км севернее Красноярска (расстояние по реке), основана в 1667 году. В 1930 году, после образования Таймырского (Долгано-Ненецкого) национального округа, доселе очень маленькая Дудинка стала административным и культурным центром огромной малонаселенной территории, где проживало чуть более 7 тыс. жителей. Спустя 20 лет село Дудинка было преобразовано в город окружного подчинения. 

Возведение Дудинского порта было начато в 1935 году силами заключенных. Главной задачей гавани стало обеспечение строительства, снабжение и вывоз готовой продукции огромного Норильского горно-металлургического комбината (расстояние до Норильска — 90 км). Официальная дата открытия порта — 8 декабря 1944 года.В 1952 году запущена железная дорога Дудинка – Норильск, также построенная заключенными. В 1965 году в гавани возведены современные морские причалы. В 1978 году, с появлением ледоколов малой осадки, способных заходить в Енисей, Дудинский порт стал круглогодичным. В 1984 году грузооборот Дудинки достиг пика – более 6 млн тонн в год (в настоящее время – 4 млн тонн). В 2012 году порт получил статус международного. 

Дудинка — единственный в мире морской порт, чьи причалы затапливаются во время весеннего половодья: ежегодно перед паводком и ледоходом происходит демонтаж и эвакуация всех инженерно-технических сооружений, включая портальные краны, на незатопляемую отметку 20 м, а после ухода воды ниже 8 м (приблизительно к 1 июля) все это обширное и громоздкое хозяйство возвращается на свои штатные места. Для безопасности гавани на косе сооружена ледозащитная дамба. 

Порт, как и раньше, находится в ведении «Норильского никеля». Гавань связана морским сообщением с Архангельском, Мурманском и другими портами Севморпути, а в период летней навигации (130 дней, с июня по октябрь) — речным сообщением с Диксоном, Игаркой, Лесосибирском, Красноярском и Абаканом.  

Площадь территории порта — 25 га, площадь акватории — 30 кв. км. Площадь открытых грузовых площадок — 285 тыс. кв. м. Причальный фронт состоит из 23 речных и 9 морских причалов глубиной от 8 до 12 м, позволяющих принимать суда дедвейтом грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Нефтяной терминал (Дудинская нефтебаза), принадлежащий «Таймырской топливной компании», имеет резервуарный парк для хранения нефтепродуктов общей емкостью 180 тыс. кубометров. Портовое хозяйство включает портальные, автомобильные, колесные и железнодорожные краны, автопогрузчики, а также могучий плавкран «Севастополец» грузоподъемностью 140 тонн. Портофлот, помимо буксиров, катеров и других вспомогательных судов, включает шесть больших кораблей ледового класса — пять сухогрузов и один танкер. 

Основные грузы — готовая продукция «Норникеля»: файнштейн, товарная сера, медные катоды, никель, кобальт, селен, теллур, а также медно-никелевая руда и металлолом. Кроме того, порт осуществляет перевалку леса, угля, горюче-смазочных материалов, продовольствия и промышленного оборудования.

Недалеко от Дудинки планируется построить крупный нефтеотгрузочный терминал «Таналау» мощностью 5 млн тонн нефти в год. 

Лена, Яна и Хатанга

Тикси (на якутском языке это слово означает «пристань») находится недалеко от устья Лены, на побережье моря Лаптевых (губа Буор-Хая, бухта Тикси); расстояние до Якутска по воде превышает 2,2 тыс. км. Поселок и порт созданы в 1933 году в качестве одной из основных баз Северного морского пути. Рядом находятся полярная станция и полярная геокосмофизическая обсерватория. Статус поселка городского типа Тикси получил в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны здесь формировались внутренние арктические конвои. 

В настоящее время через Тикси осуществляется ввоз и перевалка продовольствия, стройматериалов, топлива и оборудования для дальнейшей транспортировки в населенные пункты в бассейнах рек Хатанга, Оленек, Яна, Индигирка и Колыма. Вывозится круглый лес и пиломатериалы местного производства. На маршрутах Тикси — Усть-Куйга (по реке Яна) и Тикси — Якутск (по реке Лена) организованы грузо-пассажирские линии. 

В порту действуют 11 причалов — 8 сухогрузных, 2 вспомогательных и 1 нефтеналивной; общая площадь крытых складов — 3,8 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 53 тыс. кв. м. Совокупная емкость резервуарного парка для хранения нефтепродуктов — 38 тыс. тонн. Порт оснащен портальными, плавучими, гусеничными и мостовыми кранами, а также автопогрузчиками, ролл-трейлерами и тягачами. В состав портофлота входят грузовые, пассажирские и вспомогательные суда (буксиры, баржи и катера). В порту действуют судоремонтная база и водолазная станция. Грузооборот гавани в 2022 году составил 0,7 млн тонн; основные грузы — уголь (235 тыс. тонн) и нефтепродукты (185 тыс. тонн). В состав порта входят три обособленных терминала (участка) — «Мыс Быкова», «Устье реки Яна» и «Зеленый мыс». 

Григорий Волчек