Интервью Марии Кутузовой с Михаилом Темниченко, первым вице-президентом СПбМТСБ

В ходе конференции «Глобальные и локальные рынки нефти и нефтепродуктов: анализ, ценообразование, торговые потоки», состоявшейся 22 сентября 2016 г., «Нефтянка» поговорила о начале торговли нефтяными фьючерсами с Михаилом Темниченко, первым вице-президентом Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи (СПбМТСБ). Формальным поводом для разговора стало подписание 21 сентября меморандума о сотрудничестве между биржей, Федеральной антимонопольной службой России и компанией «Транснефть», затрагивающего вопросы реализации проекта по вводу бенчмарка российской нефти, развитию биржевой и внебиржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в стране.

– Михаил, что даст введение прямой котировки российской нефти отечественному рынку?

– Прежде всего, это сама прямая котировка. Мы наконец-то узнаем точную рыночную цену российской нефти. Сейчас все ориентируются на котировки, которые формируются международными ценовыми агентствами. Плюс на дифференциалы и скидки от этих котировок уже самой российской нефти, плюс оценки фрахта. Мы получаем длинную формулу, в конце которой цифра, определяющая стоимость нашей нефти. Но это именно формула, это не оценка рынка, где спрос и предложение, формируют цену, которая удовлетворяет и покупателя, и продавца. Создание биржевого рынка поставочных фьючерсных контрактов как раз и позволит каждый день на основе анонимной торговли на «биржевом стакане» формировать ценовой интервал для российской нефти на соответствующий месяц поставки в будущем.

– Насколько готовы к этому российские компании?

– По состоянию на сегодня они, наверное, еще не готовы. Но активно готовятся. Как известно, в российской практике недостаточно распространено использование инструментов управления ценовыми рисками. Фьючерсы на нефть не подходят для хеджирования цены на нефть сорта Urals из-за базисного риска. Поэтому российские компании в своем большинстве не имеют соответствующих подразделений, ориентированных на такой вид деятельности, и методик такой работы. Исключение составляют наиболее продвинутые компании, которые перевели эту деятельность в зарубежные подразделения своих торговых дочек. Тем не менее, все сейчас над этим очень активно работают. Для этого в большинстве российских компаний созданы специальные рабочие группы. Мы надеемся, что к моменту запуска нашего проекта все процедуры будут отработаны. По нормативной готовности, все нефтяные компании являются членами биржи, заключили с ней соответствующие соглашения на оказание услуг. Сейчас большинству из них нужно установить рабочее место и аккредитовать трейдера, но внутри компаний им предстоит еще многое сделать.

– Готовы ли к этому наши зарубежные партнеры?

– Думаю, они будут готовиться к этому чуть позже, потому что сейчас на регистрации в Банке Россия находится новая редакция правил допуска, в которой уже содержатся правила выхода на биржу нерезидентов. Как Вы знаете, в конце весенней сессии Думы были приняты изменения в законодательстве, разрешившие прямой выход иностранных участников на товарные биржи России. Сейчас соответствующие правила находятся в ЦБ. Мы ожидаем, что в начале октября они будут зарегистрированы, и мы сразу же предоставим их всем иностранным компаниям для анализа прохождения соответствующей процедуры дьюдилинджс и практических действий по выходу на нашу площадку.

– Расскажите, пожалуйста, о подписании вчерашнего меморандума.

– В некотором роде это уникальное событие. Подписан меморандум о сотрудничестве трех участников: естественной монополии – «Транснефти», биржи, как рыночной структуры, а также государственной структуры, отвечающей за развитие конкуренции в российской экономике. «Транснефть» является одним из наиболее активных партнеров биржи. Мы работаем с ней в тесной связи и на рынке нефтепродуктов, где разрабатываем сейчас новые элементы базисов. Она помогает нам и с запуском российского бенчмарка нефти. В частности, предприняла все необходимые действия для внесения изменений в график отгрузок на Приморск в более ранние сроки. Этот меморандум как раз и ориентирован на усиление нашего сотрудничества по проекту бенчмарка, а также для активизации торговли мелкооптового базиса нефтепродуктов. «Транснефть» готовится освоить новую для нее роль оператора товарных поставок в соответствии с законом о клиринге. В этот меморандум заложены еще несколько аспектов развития конкурентной среды торговли российскими нефтепродуктами. На 2017 г. у нас серьезные планы. Когда все это реализуется, мы надеемся, что появятся новые инструменты и участникам рынка будет комфортнее работать.