01Компания собирается провести региональные геофизические исследования на 53,481 тыс. кв. км в Карском и Баренцевом море. «Росгеологии» предстоит уточнить геологическое строение и перспективы нефтегазоносности прогибов Святой Анны и Воронина, расположенных на арктическом шельфе РФ.

Согласно госконтракту, заключенному с геологоразведочным холдингом, специалисты «Росгеологии» займутся в следующем году (срок выполнения до третьего квартала 2017 г.) изучением геологического строения мезозой-палеозойского комплекса отложений, уточнят структурно-тектонический план зоны сочленения Баренцевской и Карской шельфовых плит, выявят зональные и локальные объекты возможного накопления углеводородов, определят закономерности их размещения. В частности, холдингу предстоит сейсморазведка 2D в объеме 4 тыс. пог. км и другие работы.

Это далеко не единственное направление геологоразведочных работ «Росгеологии» в Арктике. Госкомпания должна выполнить для «Газпрома» сейсморазведку 3D в объеме 4,15 тыс. кв. км на Ферсмановском лицензионном участке Баренцева моря с целью оценки нефтегазового потенциала и обоснования постановки поисково-оценочного бурения. Еще одно направление для работы госкомпании в Арктической зоне – перспективные участки Тарейской площади (продолжение Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции) в центральной части Таймырского полуострова.

Кроме того, дочерняя «Севморнефтегеофизика» осенью этого года завершила зарубежный проект: сейсморазведку 2D в Гренландском море по заказу TGS-NOPEC Geophysical Company ASA. Работы выполнялись в тяжелых ледовых условиях, с помощью научно-исследовательского судна «Академик Лазарев». Другое судно «Ориент Эксплорер», ходящее сейчас под российским флагом, отстреляло сейсмику 2D для «Дальморнефтегеофизики» в Беринговом море. Отметим также, что «Росгеология» присоединилась к разработке совместной российско-норвежской программы мониторинга экосистемы Баренцева моря.

По словам заместителя генерального директора «Росгеологии», генерального директора мурманской «Севморнефтегеофизики» Сергея Сучкова, выступившего в ходе Деловой сессии «Дней Арктики», недавно проходивших в Москве, России необходимо разработать государственную концепцию изучения и освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны. Согласно оценкам госкомпании, на долю арктических морей России приходится около 85% от общих суммарных ресурсов углеводородов шельфа. По его мнению, дальнейшее освоение ресурсов Арктики потребует проведения масштабных геологоразведочных работ, создания соответствующей инфраструктуры, овладения безопасными для окружающей среды технологиями бурения, переработки, хранения и доставки сырья.

По мнению топ-менеджера «Росгеологии», рыночных механизмов при этом недостаточно. Речь идет о комплексном развитии макрорегиона и социально-ответственной политике, а не просто о разработке активов с целью получения прибыли, поэтому именно в Арктической зоне России государство обязано взять инициативу в свои руки, руководствуясь национальными интересами, утверждает Сучков. Среди главных задач: обновление инфраструктуры, вложение средств на основе государственно-частного партнерства, прежде всего, в геологоразведочные и инфраструктурные проекты. «Геологоразведка должна проводиться на современном уровне, с созданием соответствующей инфраструктуры. Необходимо привлекать самые передовые экологически безопасные технологии, в частности, по бурению на шельфе, в перспективе на больших глубинах, проведению морской геофизики, по сжижению и транспортировке газа, глубокой переработки добытых природных ресурсов», – отметил представитель «Росгеологии».

Важной задачей он назвал приоритет привлечения отечественных компаний с госучастием к геологоразведке в Арктике, создание льготных условий их доступа к портовой инфраструктуре, а также прямое участие государства в финансировании строительства новых судов сейсморазведки и морского бурения и в переоснащении имеющегося флота современным российским оборудованием.

«Росгеология» просит государство предусмотреть строительство научно-исследовательских судов геофизической разведки 3D и судов для буровых работ ледового класса, а также организовать мощности на отечественных судоверфях для ремонта и модернизации имеющихся судов этого профиля. Напомним, что с 2019 г. предполагается введение запрета на использование в России судов иностранной постройки. Кроме того, Сучков отметил необходимость разработки комплексной программы бурения параметрических скважин на арктических островах. Такая программа должна быть увязана с региональным сейсмопрофилированием.