По информации Виктора Костюкова, эксперта компании «Алгоритм Топливный Интегратор», на российском рынке нефтепродуктов случился обвал биржевых цен. Падение цен в этом сегменте, стартовавшее на прошлой неделе, продолжается на этой. Три дня цены на продукцию нефтеперерабатывающих заводов страны сокращались ежедневно на 450–500 рублей за тонну. По словам Костюкова, такой обвал не имеет аналогов за всю историю торгов.

У тренда на снижение, по мнению эксперта, есть три причины. Как обычно, в декабре на рынок хлынул дополнительный поток нефтепродуктов из производственной программы нефтеперерабатывающих заводов на январь следующего года. В преддверие новогодних каникул НПЗ спешат обеспечить свои мощности необходимым реестром заявок на выгрузку товара. Второй фактор — «рука регулятора»: власти забеспокоились на фоне рекордных биржевых цен на нефтепродукты по итогам осени текущего года. «Можно было бы антимонопольщикам не обращать особого внимания на биржевые выкрутасы, но беда в том, что вслед за биржей потянулись в небеса и цены на АЗС, а это уже социальный аспект. Заповедь ФАС „инфляция плюс“ оказалась с тремя плюсами. Росстат за 11 месяцев насчитал инфляцию 2,09%, а цены АЗС обогнали ее втрое, бензин подорожал на 6%, а дизель подтягивается к 8%», — отмечает Костюков. Неуютно, по мнению эксперта, чувствуют себя и независимые сети АЗС, где маржинальность опустилась к значениям, близким к убыточным. В адрес ФАС и президента страны полетели письма-обращения «навести порядок»…

«Возникает вопрос, на какие ориентиры нацелились нефтяные компании? Ответить на него невозможно. Во-первых, мы не знаем, какие установки выдала ФАС нефтяным компаниям, кроме расплывчатого „нарастить объемы предложения товара на бирже“. Во-вторых, покупатели на бирже ведут собственную игру: на падающих ценах могут сократить покупки, в надежде поймать дно. Такая практика отложенного спроса лишь ускорит падение цен. Но заканчивается она, как правило, острым разворотом в противоположную сторону. Две оставшиеся недели торгов могут принести участникам биржи неожиданные сюрпризы. Будут ли они желанными подарками или огорчениями — в этом и состоит предновогодняя интрига», — задается вопросом Виктор Костюков.

Таблицы сделок на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ) в начале недели окрасились в красные тона. По данным компании «Алгоритм Топливный Интегратор», бензин марки Аи95 подешевел на НПЗ в среднем на 500 рублей до 43,6 тыс. рублей за тонну. Максимальный спад в этом сегменте установлен на Астраханском НПЗ, где цена сократилась на 1,2 тыс. рублей до 44,5 тыс. рублей за тонну. Цены сделок с бензином Аи92 обрушились 11 декабря в среднем на 300 рублей за тонну до 42,31 тыс. рублей за тонну против спада на 600 рублей за тонну в прошлую пятницу. Объем сделок превысил 32 тыс. тонн, и это рекорд 2017 г. Предыдущий рекорд установлен 16 декабря 2016 г., когда объем сделок с бензином Аи92 достиг без малого 37 тыс. тонн. С прошлой среды поползли вниз цены сделок с зимними классами дизельного топлива. Посыпались цены на авиакеросин. «Этот сегмент необъяснимо дорожал, начиная с лета, и вдруг в преддверии повышенного спроса на авиабилеты также немотивированно покатился вниз. Версия одна — производители исполняют волю ФАС», — утверждает Костюков.

Мелкий опт на биржу

12 декабря на СПбМТСБ запущены торги с участием «Транснефти» в качестве оператора товарных поставок. Этот статус компания получила от государства в конце октября этого года. По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, торговля с участием оператора товарных поставок — это новое качество работы биржевого рынка, позволяет увеличить число регионов, где можно торговать нефтепродуктами на всех уровнях, в том числе и в мелкооптовом звене. «Это принципиально важно с точки зрения развития конкуренции. Проект повышает роль компании „Транснефть“ как инфраструктурной организации, создающей условия для доставки биржевого товара, реализованного любым продавцом, в любую точку страны», — отметил Голомолзин, выступая на пресс-конференции в «Интерфаксе».

Проект, реализованный с помощью новой цифровой системы, позволяет вывести на биржевые торги мелкооптовые сделки. Объем лота при работе на этих базисах через оператора товарных поставок составляет 10 тонн (при стандартном лоте в секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ размером в 60 тонн). Развитие мелкооптового сегмента, согласно планам биржи и ФАС, должно способствовать прозрачному ценообразованию на топливном рынке.

Пока «Транснефть» обеспечивает возможность приобретения нефтепродуктов на базисах биржевых поставок СПбМТСБ, обеспечивающих в том числе автоналив: ЛПДС «Володарская», ЛПДС «Воронеж», НП «Никольское», НП «Брянск», ЛПДС «Черкассы», ЛПДС «Красный Бор, ЛПДС «Белгород». Далее планируется расширение этих базисов на всей территории страны.

Маржа и обратный акциз

На проходившей на прошлой неделе Международной конференции «Рынок нефтепродуктов РФ: текущее состояние и перспективы дальнейшего развития -2017», заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов оценил современные объемы переработки нефти в стране на уровне 280 млн тонн. Согласно прогнозам, средний показатель глубины перерабатывающих процессов на российских НПЗ в следующем году достигнет рекордных 82,2% (81,4% в 2017 г.). Уже к 2020 г. он выйдет на уровень в 85%. Производство светлых продуктов в 2018 г. составит 64% (62,1% в 2017 г.): вырастут объемы производства бензина до 40,1 млн т (39 млн т в текущем) и дизельного топлива — 79 млн т в 2018 г. (76,6 млн т в текущем).

Согласно концепции Минэнерго, государство должно поддержать отечественную нефтепереработку путем введения обратного акциза, что позволит увеличить маржу российских НПЗ. Ранее руководство нескольких российских ВИНК выступило с критикой действующей системы налогообложения в отношении отечественного downstream, что привело к низким показателям доходов нефтеперерабатывающих заводов в стране. Но, по данным Молодцова, сегодня в РФ перерабатываются с высокомаржинальной доходностью порядка 90 млн т нефти.

Механизм обратного акциза на нефтепродукты будет иметь заявительный принцип. Он предусматривает выплату компенсации модернизированным российским НПЗ из уплаченного ими акциза за каждую тонну переработанной нефти. Предполагается, что эта мера поддержки российских НПЗ будет рассмотрена правительственной комиссией ТЭК в первом квартале 2018 г.

Нина Маркова