Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных гаваней мира: Республика Корея

Горшок-гора

Пусан возник в начале нашей эры под названием Кочхильсангук, а в 757 году переименован в Тоннэ. Название Пусан впервые упоминается в начале XV века, когда Корея официально именовалась Чосон («утренняя свежесть»); Пусаном называлась рыбацкая гавань (это слово означает «горшок-гора», по форме близлежащей горы).

Порт быстро рос и стал основным торговым портом страны, но в 1592 году был захвачен японскими войсками и надолго — до 1883 года — закрыт для внешней торговли.

В 1910 году Пусан, как и вся страна, перешел под протекторат Японии и стал крупным торговым и промышленным центром. С 1925 года — административный центр провинции Кенсан-Намдо. Во время Корейской войны 1950–1953 годов являлся временной столицей Республики Корея, поскольку находился в глубоком тылу, а также главной военной базой США и их союзников на территории воюющей страны. После войны в течение 10 лет оставался центром провинции, а затем, присоединив большую часть территории и населения уезда Тоннэ, стал городом центрального подчинения.

В настоящее время население Пусана — 3,5 млн человек (2 место в стране после столичного Сеула).
Порт Пусан, крупнейший в Корее, расположен на побережье Корейского пролива в естественной гавани глубиной от 6 до 12,5 м. Длина причального фронта — более 10 км; во внутренней гавани организовано 10 якорных стоянок, во внешней — 17. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, уголь, стройматериалы (цемент, песок), контейнеры, зерно, металлолом, железная руда. Из Пусана проложены регулярные маршруты автомобильных паромов на остров Чеджу (Корея), в Симоносеки, Хакаду (Японию) и Янтай (Китай). Гавань принимает суда длиной до 330 м. В порту действует свободная экономическая зона «Пусан-Чинхэ», имеется крупная судостроительная верфь с сухими доками. Годовой грузооборот — 450 млн тонн.

Острова в океане

В глубокой древности на территории современного города Йосу (южная провинция Чолла-Намдо, 170 км от Пусана) располагалась рыбацкая деревня. Первое упоминание Йосу датировано 940 годом. В 1497 году, в эпоху династии Чосон, здесь была заложена военно-морская база, сыгравшая большую роль в защите Кореи от японских набегов. В 1897 году Йосу получил статус уезда, а в 1949 году из уезда был выделен город Йосу. В 1998 году уезд и город объединились, сформировав современный Йосу.

Территория города включает более 300 мелких островов, из которых лишь 45 имеют постоянное население. Длина береговой линии — около 1000 км. С учетом мягкого муссонного климата и обилия живописных островов и удобных пляжей Йосу развивается как крупный туристический центр. В 2012 году в городе прошла международная выставка Expo-2012 «Живой океан и побережье», собравшая более 100 стран и международных организаций, а также 8 млн посетителей. Население города составляет 320 тыс. человек.
Порт Йосу в современной конфигурации построен в 1923 году. В 1967 году завершилась масштабная реконструкция гавани, в 1991 – еще одна; в 2012 году построен новый порт. Гавань Йосу объединена с портом города-спутника Кванъян с населением 150 тыс. человек.

Акватория гавани — 107 кв. км, территория — 10 кв. км. К порту ведут 7 подходных каналов глубиной от 5 до 28 м. Гавань состоит из 9 грузовых районов, из которых пять — Накпо-1, Накпо-2, Сапо-1, Сапо-2 и Petrochemical Port — специализируются на перевалке нефти и нефтепродуктов, в том числе производимых на местном НПЗ. Другие основные грузы — удобрения, уголь, руда, автомобили, контейнеры и генеральные грузы. Кроме того, имеются круизный и международный пассажирский терминалы. Всего в порту 99 причалов и 15 якорных стоянок глубиной от 4,5 до 41 м. В порту действует зона свободной торговли. Годовой грузооборот — 350 млн тонн.

Промышленная столица

Ульсан, расположенный на восточном побережье Кореи в 65 км от Пусана, исторически развивался как центр рыболовецкого и китобойного промыслов, а также судостроения (первая судоверфь была построена здесь еще в 1642 году). В 1972 году в Ульсане была пущена в эксплуатацию крупнейшая в мире верфь Hyundai Heavy Industries Yard, а вскоре после этого и крупнейший в мире автосборочный завод Hyundai. Затем здесь появились и другие заметные предприятия, включая НПЗ SK Energy и S-Oil. Это сделало город «промышленной столицей» Южной Кореи и главной производственной базой корпорации Hyundai и ряда других промышленных гигантов Кореи. В 1986 году китобойный промысел в Ульсане был запрещен, но рыболовецкие мощности продолжали развиваться.

В настоящее время население Ульсана составляет 1,3 млн человек (7 место в стране). В паре с Пусаном город претендует на проведение летних Олимпийских игр 2028 года.

Ульсанский порт принял современный облик после масштабной реконструкции, завершенной в 1963 году. Гавань включает три грузовых района — Главный порт, Онсан и Мипо. Длина береговой линии — 106 км, глубина — от 4 до 27 м. Основное грузы — нефть, нефтепродукты, металлопрокат, уголь, химическая продукция; через гавань проходит более половины корейского импорта нефти и почти половина экспорта автомобилей и судов. Общая длина причального фронта — 7,2 км; кроме причалов, имеется якорная стоянка для 37 судов. Одновременно гавань может принять 75 судов. Основной объем нефти поступает на припортовые НПЗ через одноточечные причалы-буи, расположенные в 3,7 км от берега на значительной глубине, позволяющей принимать супертанкеры. С береговым резервуарным парком причалы соединены трубопроводом длиной 6,7 км и диаметром 44 дюйма. Годовой грузооборот порта — 200 млн тонн.

«Врагу не сдается наш гордый «Варяг»

Инчхон, по сути, дальний пригород Сеула — он расположен всего в 30 км от мегаполиса, на побережье Желтого моря, в устье реки Ханган. Соответственно, город называют «морскими воротами» корейской столицы и рассматривают как часть Большого Сеула (в частности, Сеульский и Инчхонский метрополитены связаны между собой).

Город, называвшийся раньше Чемульпо, имеет древнюю историю; начиная с IV века, он является одним из важнейших торговых центров Кореи. Гавань Чемульпо — место боя и гибели в 1904 году русских военных кораблей – воспетого в знаменитой песне крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Во время японской оккупации в 1910 – 1945 годах город назывался Дзинсэн.

В сентябре 1950 года, на начальном этапе Корейской войны, США и их британские и южнокорейские союзники высадили в Инчхоне десант под командованием легендарного генерала Дугласа Макартура (операция Chromite). Эта операция, в которой союзные силы задействовали 45 тыс. человек, 500 самолетов и вертолетов и 257 кораблей, считается одним из самых успешных морских десантов в мировой военной истории.

Инчхон, входивший в состав провинции Кенгидо, в 1981 году получил статус города прямого подчинения. Кроме того, Инчхон имеет статус свободной экономической зоны. В настоящее время население города составляет 3 млн человек (3 место в стране).

Современную конфигурацию порт Чемульпо/Инчхона приобрел в 1883 году; вскоре гавань одной из первых в Корее была открыта для международной торговли. Инчхон — искусственный порт со шлюзовыми сооружениями, состоящими из двух основных камер. В шлюзы могут заходить корабли длиной до 255 м, осадкой до 12 м и дедвейтом до 50 тыс. тонн. Акватория порта включает внешний и внутренний рейды, обеспечивающие одновременный прием до 40 кораблей. В гавани имеются 46 причалов для перевалки генеральных и крупногабаритных грузов, контейнеров, автомобилей, металлолома, лесоматериалов, зерна, нефти и нефтепродуктов. Портовое хозяйство включает 90 мобильных береговых кранов грузоподъемностью до 100 тонн. Из гавани проложены регулярные паромные маршруты в крупные порты северного Китая — Далянь, Даньдун, Циндао, Вэйхай, Циньхуандао и Тяньцзинь. Годовой грузооборот — 200 млн тонн.

Древнее поселение

Пхентхэк — город на западе Кореи, в провинции Кенгидо. Это очень древнее поселение, получившее современное название еще в далеком 940 году. В 1938 году Пхентхэк получил статус уезда, а в 1986 году — города. В настоящее время население Пхентхэка составляет 400 тыс. человек.
Гавань Пхентхэка включает 18 причалов глубиной от 12 до 14 м, распределенных по 5 грузовым районам — Восточный, Западный, Сонгак, Кода и Вонджонгри. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, руда, металлолом и металлопрокат, контейнеры, автомобили (экспорт марок Hyundai, Kia и Ssangyong), стройматериалы (песок, щебень, цемент), лесоматериалы, пищевые продукты (зерно, растительное масло). Нефтепродукты и СПГ отгружаются через специализированный терминал Кода. Из порта проложены регулярные маршруты паромов Ro-Ro в Китай. В состав гавани входят два международных пассажирских терминала, а также крупная база американского военно-морского флота. Порт может обслуживать суда максимальной длиной до 350 м и дедвейтом до 250 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 180 млн тонн.

Гухан + Шинхан = Пхохан

Пхохан — город на юго-западе Кореи, в провинции Кенсан-Пукто, в 50 км от Ульсана. Это мощный промышленный центр; в частности, здесь расположено базовое предприятие Pohang Steel Company, одного из крупнейших производителей стали в мире. Население Пхохана — 550 тыс. человек.
Порт Пхохана расположен на берегу залива Йонильман Японского моря, в устье реки Хенсанган. Порт состоит из двух доковых бассейнов — Старой гавани (Гухан) и Новой гавани (Шинхан); глубина причалов — от 7 до 18 м. Основные грузы — рыба, морепродукты, металлопрокат, железная руда, уголь, нефть, нефтепродукты, цемент, контейнеры и генеральные грузы. Порт принимает суда длиной до 340 м и дедвейтом до 330 тыс. тонн. Регулярно работает паромная переправа, соединяющая Пхохан с островом Уллындо. Годовой судопоток — 1,5 тыс. судов, пассажирооборот — 250 тыс. человек, грузооборот — 100 млн тонн.

Григорий Волчек