Продолжаем обзор крупнейших нефтегаваней мира: Таиланд

Свежий южный ветер

Паттайя — курортный город на юго-востоке Таиланда, в провинции Чонбури, в 160 км от Бангкока. 

Существует две основные версии происхождения названия города — либо  производное от имени короля Таксина, либо «свежий южный ветер». 

Население города составляет 150 тыс. человек; кроме того, ежегодно Паттайю посещают более 7 млн туристов.

В 25 км от центра Паттайи, на восточном побережье Сиамского залива, расположен глубоководный порт Лаем Чабанг, крупнейший в Таиланде. Строительство гавани началось в 1988 году, первая очередь (контейнерный терминал) пущена в эксплуатацию в 1991 году. К порту примыкают индустриальный парк и свободная экономическая зона. Территория гавани — 21 кв. км, акватория — 10 кв. км. Порт включает 12 терминалов и судоверфь; общая протяженность причального фронта — 4 км. Предельные глубины: подходный канал — 12,5 м, грузовой причал — 11 м, якорная стоянка — 14 м. Соответственно, порт способен обслуживать океанические корабли, включая суда класса Post-Panamax. Годовой грузооборот — 100 млн тонн. К портовой зоне примыкают три крупных НПЗ с большими резервуарными парками — Thai Oil Refineries, Thai Lube Base Oil Refineries и Esso Thailand.

Вечное сокровище

Изначально Бангкок, что означает «прибрежная деревня, где растут дикие сливы», представлял собой небольшой порт, обслуживающий столицу Таиланда того времени — Аютию. В 1767 году Аютия была разрушена бирманцами, и столица была перенесена на западный берег реки Чаупхрая в городской округ Тхонбури, частью которого являлась деревня Бангкок. В 1782 году столица была снова перенесена — на этот раз на восточный берег Чаупхрая. Хоть сами тайцы и называют свою столицу Крунг Тхеп, иностранцам она известна под старым именем Бангкок.

Полное официальное название города — Крунг Тхеп Маханакхон Амон Раттанакосин Махинтараюттхая Махадилок Пхоп Ноппарат Ратчатхани Буриром Удомратчанивет Махасатан Амон Пиман Аватан Сатит Саккатхаттийя Витсанукам Прасит, что значит «город богов, великий город, город — вечное сокровище, неприступный город бога Индры, величественная столица мира, одаренная девятью драгоценными камнями, счастливый город, полный изобилия грандиозный королевский дворец, напоминающий божественную обитель, где царствует перевоплощенный бог, город, подаренный Индрой и построенный Вишвакарманом». Эта пафосная фраза включена в Книгу рекордов Гиннесса как самое длинное в мире географическое название, состоящее из 168 букв.

В настоящее время в столице Таиланда проживают 6 млн человек.

Порт Бангкока находится в устье Чаупхрая, в районе Хлонг Тоей. Строительство современной гавани началось в 1938 году, но было прервано Второй Мировой войной, в связи с чем первая очередь порта была пущена в эксплуатацию только в 1947 году. После этого в конце 50-х и начале 80-х годов прошли масштабные реконструкции гавани. Территория порта — 4 кв. км, глубина — 8 м, максимальная длина обслуживаемых судов — 172 м. В состав порта входят 5 грузовых районов — Западная пристань, Восточная пристань, Хлонг Тоей, Хуа Суа и Сату Прадит — включающих 84 причала общей длиной 8 км. Годовой судопоток — 3,5 тыс. кораблей, грузооборот — 30 млн тонн (преимущественно контейнерные грузы). 

Кроме того, в Бангкоке, «восточной Венеции», насчитывающем более тысячи искусственных каналов общей протяженностью 2,3 тыс. км, очень развито речное судоходство, которое обеспечивает общественный пассажирский транспорт и каботажные грузовые перевозки. Сеть водных маршрутов состоит из 5 цепочек причалов общей длиной 88 км и 6 регулярных паромных переправ, организованных на реке Чаупхрая и каналах Сэнсэп, Крунг Касем, Пхасичарен и Пхракханонг. 

Щедрый лотос

Бонгкот, что по-тайски означает «лотос» — крупнейший шельфовый газовый промысел Таиланда; расположен в Сиамском заливе, в 600 км к югу от Бангкока. Скоро, 15 июля, будет отмечаться 30-летие с начала эксплуатации проекта. В состав промысла входят месторождения Бонгкот, Тон Сак, Тон Ранг, Тон Нок Йонг, Тон Кун и Пикул. Владелец промысла – международный консорциум в составе французской Total, норвежской госкомпании Equinor (бывший Statoil) и национальной нефтегазовой компании Таиланда PTTEP. На Бонгкоте добывается 1 млрд кубических футов природного газа в сутки (20% всего тайского газа). Промысел обеспечивает топливом 6 электростанций общей мощностью 800 мегаватт. Часть газа экспортируется. Платформы Бонгкота способны загружать газовозы длиной до 190 м и дедвейтом до 45 тыс. тонн. 

Газ, каучук и рыба

Паттани — город на юге страны, административный центр одноименной провинции. Название происходит от малайского слова petani (крестьянин). Население — 45 тыс. человек.

Порт Паттани расположен на южном побережье Сиамского залива. Основные грузы — каучук, кофе, кокосы, рыба, удобрения, нефтепродукты, генеральные грузы. Гавань принимает корабли длиной до 250 м. К акватории порта примыкает крупное офшорное газовое месторождение Эраван/Платонг с тремя морскими платформами (терминалами), включая SBM-1, предназначенную для аварийных ситуаций, и установки для подготовки и перекачки газа (FSO) Erawan и Pattani Spirit. Платформы могут обслуживать газовозы дедвейтом до 120 тыс. тонн. 

Сравнительно недалеко от Паттани расположены еще два газовых месторождения с универсальными платформами FSO — Тантаван и Бенчамас.

Солнечный остров

Пхукет, ранее в европейских источниках упоминавшийся как Таланг и Джанк Сейлон, расположен у западного побережья страны, в Андаманском море. Пхукет — крупнейший остров Таиланда, соединенный с материковой частью королевства тремя мостами. Ранее развитие Пхукета было связано с добычей олова и каучука; сегодня основные доходы остров получает благодаря масштабному международному туризму. 

Название острова Пхукет происходит от малайского слова, означающего «холм». Альтернативный вариант предполагает происхождение названия от двух тайских слов — phu (гора) и ket (цветное стекло). 

Пхукет исторически был транзитным пунктом на пути между Индией и Китаем. Во второй половине XVI века голландцы основали здесь торговый пост, а затем концессию по добыче олова. В XVII веке здесь появились новые концессии — португальская, английская и французская. В XIX веке для работы на оловянных рудниках на Пхукет начали массово прибывать китайские иммигранты; в связи с этим население острова сделалось преимущественно китайским, и лишь прибрежные деревни по-прежнему оставались заселенными рыбаками-малайцами. 

Порт Пхукета расположен на побережье залива Макхам в восточной части острова. Два универсальных причала позволяют принимать суда длиной до 210 м и осадкой до 9,5 м (танкеры — до 6 м). Основные грузы — продукты питания (в основном, рыба и морепродукты), каучук, контейнеры и нефтепродукты (бункеровка судов). Через порт проходят несколько регулярных пассажирских и круизных маршрутов.

Григорий Волчек