Обзор крупнейших нефтяных гаваней Японии (окончание)

Резервуарный мега-парк

Кийре находится на острове Кюсю, на западном побережье залива Кагосима. Это специализированный нефтеналивной порт с крупнейшим в мире резервуарным парком для хранения сырой нефти общей емкостью 6,5 млн тонн. Причалы Кийре общей длиной 2 км (3 причала для супертанкеров грузоподъемностью более 250 тыс. тонн и 2 причала для танкеров дедвейтом до 150 тыс. тонн) расположены на искусственном острове площадью 2 кв. км и глубиной до 33 м. Производительность выгрузки — 38 тыс. тонн в час, погрузки — 14 тыс. тонн в час. Годовой грузооборот — 100 млн тонн. С центральной перевалочной базы Кийре нефть развозится по стране танкерами малой грузоподъемности.

Царство нефтехимии

Йоккайти расположен на острове Хонсю, на северо-западном побережье залива Исе; население — 320 тыс. человек. В городе расположен огромный нефтехимический комплекс, в котором представлены заводы таких крупных концернов как Mitsubishi Chemical Corp., Mitsubishi Gas Chemical, BASF, Evonik Industries, Dai-Ichi Kogyo Seiyaku, Tosoh Corp., JSR Corp. и Toyobo.

Несмотря на близость к огромному порту Нагоя (40 км), гавань Йоккайти административно независима и имеет выраженную специализацию. Порт включает 6 грузовых районов: Йоккайти, Касумигаура, Томита, Амагасука, Асаке и контейнерный терминал; действуют 60 причалов (в том числе для супертанкеров дедвейтом до 300 тыс. тонн) общей длиной 6,5 км и глубиной от 6,5 до 12 м. Основные грузы — нефть, продукты нефтехимии, автомобили, сельскохозяйственная продукция. Годовой грузооборот — 50 млн тонн. 

Китакюсю + Симоносеки = Канмон

Китакюсю находится на севере острова Кюсю; это крупнейший город острова с населением 1 млн человек. Китакюсю был образован в 1963 году в результате слияния пяти городов. Соответственно, гавань Китакюсю объединила порты Модзи, Кокура и Дукай, к которым затем добавились грузовые районы Танура, Тачинура и Хибики. После строительства подводного двухъярусного туннеля через пролив Симоносеки гавани Китакюсю и Симоносеки объединились в порт Канмон с суммарным грузооборотом около 50 млн тонн.

Помимо перевалки грузов, объединенный порт является центром океанического рыболовства и рыбоконсервной промышленности; здесь находится крупнейший в Японии аквариум. К портовой зоне примыкает крупный НПЗ. Судоверфи, располагающие сухими доками, обеспечивают строительство и ремонт крупных кораблей. Порт связан регулярным железнодорожным паромом с крупнейшей южнокорейской гаванью — Пусаном.

Церковь и университет

Хакодате расположенна юго-западной оконечности острова Хоккайдо, на полуострове Камэда, омываемом водами пролива Цугару и залива Хакодате. 

В 1454 году японские переселенцы с Хонсю построили здесь замок, издали напоминавший коробку; отсюда и название Хакодате, что в переводе с японского означает «коробковая усадьба». 

Первый российский посланник появился в Хакодате в 1793 году; постоянная российская дипмиссия открылась в 1858 году и скоро обросла обширным хозяйством, включавшим резиденцию консула, жилые дома для сотрудников, баню, пекарню, склад, школу, лазарет и церковь Воскресения Христова, первый православный храм в Японии. 

С начала XX века Хакодате активно развивался как рыбный порт; в 1922 году получил статус города. 

В настоящее время в Хакодате проживает около 280 тыс. жителей. В городе действует филиал Дальневосточного федерального университета, где, в частности, ведется преподавание русского языка. 

В порт Хакодате ведут 3 фарватера глубиной до 15 м. Длина причального фронта — 5 км, глубина — до 10 м. Одновременно порт может принять более 20 судов. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, металлопрокат, фосфаты, зерно, рыба, генеральные грузы. До соседнего города Аомори на острове Хонсю проложен регулярный паромный маршрут. При этом Аомори с Хакодате связывает подводный железнодорожный тоннель Сэйкан. Годовой грузооборот Хакодате — 50 млн тонн. Судоверфи, располагающие 6 сухими доками и 4 стапелями, обеспечивают строительство и ремонт крупнотоннажных кораблей.

Между болотом и горой

Слово «Томакомай» на языке айнов, коренных жителей Японского архипелага, означает «река между болотом и горой». В 1918 году расположенная на южном побережье острова Хоккайдо рыбацкая деревня Томакомай получила статус города. 

В 1963 году введен в эксплуатацию современный порт Томакомай, в 1980 году построена вторая очередь порта, расположенная в восточной части гавани. Глубина входного фарватера — 12,5 м, глубины внутренней акватории — от 5,5 до 14 м; рейдовый причал глубиной 24 м способен принимать супертанкеры грузоподъемностью до 280 тыс. тонн. Длина причального фронта порта — 7,2 км. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, лесоматериалы, уголь, фосфаты, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 50 млн тонн. В портовой зоне расположен крупный НПЗ с обширным резервуарным парком. Судоверфи обеспечивают ремонт малых кораблей.

На проливе Лаперуза

Вакканай, расположенный на острове Хоккайдо, в устье реки Ишикари — самый северный город Японии с населением 37 тыс. человек. Город, основанный в 1949 году, находится на берегу пролива Лаперуза, разделяющего Хоккайдо и Сахалин. Ширина пролива — всего 63 км; близко расположены и сахалинские порты: до Невельска — 140 км, до Корсакова — 160 км. Соответственно, Вакканай, несмотря на сравнительно небольшой грузооборот и мелководность (глубины от 3,5 до 6 м), является важным пунктом приграничной торговли с Россией и «самым русским городом Японии» (в частности, здесь много вывесок на русском языке).

Порт Вакканай, построенный после Второй Мировой войны одновременно с городом, был призван компенсировать утрату Японий портовых мощностей южного Сахалина, вошедшего в 1945 году в состав СССР. 5 причалов обеспечивают прием до 6,5 тыс. судов в год. Регулярные паромные маршруты связывают Вакканай с островами Ришири и Ребун, а также с Корсаковым (до 2015 года работала еще одна паромная линия в российском направлении — до Холмска). Вакканай — важный центр океанического рыболовства и рыбопереработки. В 2007 порт получил официальное название Minato Oasis Wakkanai. Годовой грузооборот гавани — более 3 млн тонн. 

Субтропический курорт

В XIV-XIX веках на территории нынешнего города Наха, расположенного в южной части острова Окинава, на побережье Восточно-Китайского моря, располагалось поселение Сюри, столица государства Рюкю. В 1879 году Япония аннексировала Рюкю, образовав здесь префектуру Окинава. В 1921 году Сюри и еще четыре муниципалитета были объединены в город Наха, который стал административным центром префектуры, объединяющей большую часть из почти сотни островов архипелага Рюкю, растянувшихся на 1200 км от Кюсю до Тайваня. Наха находится в 550 км южнее основной территории Японии.

USS BUNKER HILL hit by two Kamikazes in 30 seconds on 11 May 1945 off Kyushu. Dead — 372. Wounded — 264. (Navy) NARA FILE #: 080-G-323712 WAR & CONFLICT BOOK #: 980

Важным и наиболее драматичным эпизодом новейшей истории Окинавы стала десантная операция союзных войск по захвату острова. Операция «Айсберг» («Стальной тайфун»), проведенная в апреле-июне 1945 года под командованием легендарного адмирала Честера Нимица, стала одним из наиболее значимых, ожесточенных и кровопролитных сражений на Тихоокеанском театре военных действий: японцы потеряли около 100 тысяч солдат, союзники — более 12 тысяч. Кроме того, были убиты более 100 тысяч мирных граждан. В целом пострадала треть гражданского населения острова. Окинава должна была стать плацдармом для вторжения на крупнейшие острова Японского архипелага, но в связи с капитуляцией Японии необходимость вооруженного захвата основной территории страны отпала. 

Американская оккупация Окинавы затянулась на долгих 27 лет; в 1972 году остров был возвращен под юрисдикцию Японии. 

Сегодня Наха — крупнейший город Окинавы и всего архипелага Рюкю; население города составляет 320 тыс. человек, префектуры — 1,5 млн человек. Благодаря мягкому субтропическому климату Наха является популярным международным курортом.

Порт Наха имеет давнюю историю — гавань на этом месте была создана еще в далеком 1264 году. В 1884 году открылись регулярные паромные линии от Томари (Наха) до Кагосимы и Осаки. В 1907 году началась реконструкция порта, завершившаяся в 1925 году; причальная глубина составила 7,5 м. В 1954 году американцы провели очередную реконструкцию гавани, разделив ее на два сектора: северные причалы были переданы в управление местной администрации, южные использовались военно-морскими силами США. В 1972 году была создана централизованная администрация порта, подготовившая генеральный план развития гавани, в результате реализации которого построены новые волнорезы, причалы, мосты, туннели, контейнерные и круизные терминалы. В 2016 году генплан был актуализирован с целью увеличения грузооборота и судопотока, а также размеров и тоннажа обслуживаемых кораблей.   

В настоящее время в состав гавани Наха входят 4 специализированных портовых района — паромно-пассажирские Наха и Томари глубиной 9 м, мелководный грузовой Урасо и глубоководный (15 м) Синко, обслуживающий преимущественно контейнеровозы и Ro-Ro. Часть причалов используется для снабжения расположенных на Окинаве 14 (!) американских военных баз. Максимальная длина принимаемых судов — 300 м, максимальный дедвейт — 100 тыс. тонн. Основные грузы — генеральные, контейнерные, наливные (нефть и нефтепродукты), оборудование и автомобили. Кроме того, Наха — крупный центр океанического рыболовства и рыбопереработки. Годовой грузооборот — 12 млн тонн.

Григорий Волчек