Продолжаем обзор крупнейших нефтяных гаваней мира: Индонезия

Город победы

На месте современной Джакарты — столицы и крупнейшего города Индонезии с населением более 10 млн человек — до XVI века была деревня Сунда Келапа. В 1527 году правитель соседнего султаната Демак захватил селение и назвал его Джаякерта — «город победы». В XVII веке на этом месте построена голландская крепость Батавия, по древнеримскому названию Голландии. Вокруг форта вырос одноименный город, ставший центром Голландской Ост-Индии. 

В 1942 году, в период японской оккупации, город переименован в Джакарту, упрощенный вариант прежнего названия. После провозглашения независимости Индонезии в 1945 году Джакарта стала столицей страны. В 2024 году запланирован перенос столицы страны в строящийся на острове Калимантан (Борнео) город Нусантару. 

Порт Джакарты, расположенный на северо-западе острова Ява при впадении реки Чиливунг (Кали-Бесар) в Яванское море, имеет собственное название — Танджунг Приок. Это — главная гавань Индонезии, входящий в Top-20 крупнейших контейнерных портов мира. Строительство порта началось в 1877 году вместе с железнодорожной станцией и рядом вспомогательных сооружений. Недавно порт существенно расширен за счет новых районов Калибару и Марунда. Гавань имеет 20 терминалов и 76 причалов общей длиной 17 км. Основные грузы – контейнеры, нефть и нефтепродукты, химикаты, металлолом, навалочные и генеральные грузы. В порту работает крупный пассажирский терминал. Максимальная длина принимаемых судов — 300 м, осадка — до 16 м. Общая площадь открытых и крытых складов — 700 тыс. кв. м. Годовой грузооборот — 100 млн тонн.

Акула против крокодила

Сурабая — второй по величине город Индонезии, административный центр провинции Восточная Ява — основана в 1293 году, когда войска местного султаната Маджапахит победили отряды монгольского великого хана Хубилая, высадившиеся на Яве. В древних летописях вторгшиеся захватчики уподоблялись акуле (sura на восточно-яванском диалекте), а обороняющиеся — крокодилу (baya). В результате поселение, расположенное близи поля боя, было названо Сурабая, на гербе и флаге которой впоследствии появилось изображение обоих животных. Вскоре Сурабая стала главной гаванью Маджапахита, одним из основных центров проникновения на Яву ислама и иностранного культурного влияния. 

Начиная с XVII века, в Сурабая распространялось влияние Голландской Ост-Индской компании, подчинившей большую часть Малайского архипелага. В 1743 году компания официально оформила переход города под свой контроль. При голландской колониальной администрации значение Сурабая как порта, экономического и административного центра постоянно возрастало. В начале XX века в гавани Сурабая создана крупная военно-морская база. 

В 1942 году Сурабая, как и вся территория Голландской Ост-Индии, была оккупирована Японией. Несмотря на жесткость оккупационной политики, местные партизаны проявляли высокую активность и к концу войны полностью взяли Сурабая под свой контроль. В дальнейшем это привело к вооруженному конфликту с британским экспедиционным корпусом; в результате полномасштабных боевых действий, включая штурм Сурабая, погибло до 20 тысяч жителей города. Годовщина начала штурма — 10 ноября 1945 года — ежегодно отмечается в Индонезии как важный государственный праздник — День Героев. 

Впрочем, колониальная администрация голландцев (при поддержке англичан) была восстановлена ненадолго — в 1949 год Голландская Ост-Индия стала независимой Индонезией. 

Сурабая — крупный индустриальный и деловой центр Индонезии, здесь расположены несколько десятков крупных предприятий, включая нефтеперерабатывающие и химические заводы. Население Сурабая — 4 млн человек. Большая часть из них — мусульмане (90%), но есть также католики, протестанты, буддисты, индуисты и евреи (в городе находится единственная в Индонезии синагога). 

Порт Сурабая, как и в Джакарте, имеет собственное название — Танджунг Перак; это вторая по размеру гавань Индонезии. Порт расположен на северном побережье острова Ява, в устье реки Мас, на берегу пролива Мадура, по которому проложен подходный канал длиной 25 миль, шириной 100 м и глубиной 9,5 м. Строительство гавани началось в 1910 году, грузовой и пассажирский паромный терминалы построены в 1983 году, международный контейнерный терминал Петикемас — в 1992 году, новый пассажирский терминал Гапура Сурья Нусантара — в 2014 году, универсальный грузовой терминал Телук Ламонг — в 2015 году. Кроме того, в гавани Сурабая расположена крупнейшая база Восточного военного флота Индонезии, а неподалеку — Военно-морская академия, главное учебное заведение ВМФ страны. Годовой грузооборот порта Сурабая — 50 млн тонн, пассажирооборот — 10 млн человек.

На маленьком плоту

Баликпапан, расположенный на восточном побережье острова Калимантан (Борнео), изначально был рыбацкой деревней. Название поселения (balik — «позади» и papan — «доска») взято из народной сказки, в которой местный царь, чтобы спасти от врагов свою новорожденную дочь, отправил ее в открытое море, привязав младенца к импровизированному плоту. 

В 1897 год в Баликпапане началось бурение нефтяных скважин; пионером освоения территории стала небольшая голландская нефтяная компания Mathilda. Вскоре колониальная администрация Голландской Ост-Индии предоставила Баликпапану статус поселка городского типа. В 1907 году крупная голландская нефтяная компания Bataafsche Petroleum Maatschappij (BPM) сделала город своей штаб-квартирой; затем здесь появились и другие нефтяные компании. Это привело к экономическому буму и привлекло в Баликпапан большое количество мигрантов и экспатов; город получил неофициальное название Oil City.

В январе 1942 года японский морской десант разгромил небольшой голландский гарнизон и захватил Баликпапан. Это стало крупным успехом японцев, которые за счет баликпапанских НПЗ обеспечили поставку половины всех смазочных масел и 60% авиационного топлива, используемых японскими вооруженными силами. В связи с этим в 1943-1944 годах американцы несколько раз бомбили Баликпапан с тяжелых бомбардировщиков B-24 Liberator, взлетавших из австралийского Дарвина и острова Ноэмфур (подробнее – в материале «Королевские против императорских»). 

В июле 1945 года союзные войска (18-я, 21-я и 25-я австралийские пехотные бригады), высадившиеся с моря, с боем взяли Баликпапан. Тем самым завершилось освобождение огромного острова Борнео площадью 750 тыс. кв. км, что равно двум территориям Японии (подробнее — в материале «Кровь, пот, слезы и деньги»). 

К 1950 году Royal Dutch Shell восстановила сильно разрушенное нефтяное хозяйство Баликпапана, а в 1965 году оно было национализировано индонезийской государственной компанией Pertamina. В 1970-х годах Pertamina подписала концессионные контракты с рядом транснациональных нефтяных компаний, и сегодня в Баликпапане находятся главные офисы индонезийских филиалов ChevronTexaco, Thiess и Total, а также крупнейших нефтесервисных компаний — Baker Hughes, Halliburton, Schlumberger и Weatherford. Баликпапанский НПЗ представляет собой огромный нефтеперерабатывающий комплекс, состоящий из двух площадок; первая построена в далеком 1922 году, вторая — в 1983 году.

Сегодня Баликпапан с населением 700 тыс. человек официально признан «самым пригодным для жизни городом Индонезии».

Местный порт Семаянг специализируется, в основном, на перевалке нефти и нефтепродуктов; его годовой грузооборот составляет 40 млн тонн.

Табак, каучук и масло

Медан — административный центр провинции Северная Суматра, самый крупный город на острове Суматра и четвертый по населению в Индонезии — основан в 1590 году. Название города на индонезийском и малайском языках означает «поле». В 1872 году голландские колонисты отвоевали Медан у местного султаната Дели и заняли окрестные земли под обширные плантации табака, а затем каучуконосной гевеи и масленичной пальмы. В 1915 году Медан стал центром провинции и вскоре официально получил статус города. В настоящее время население Медана составляет более 2 млн человек. 

Меданский порт называется Белаван. Гавань приобрела современные очертания в 1890 году; в 1907 году она существенно расширилась, а в 1985 году в ходе масштабной реконструкции построен крупный контейнерный терминал. Основные грузы — каучук, пальмовое масло, чай, кофе, табак, нефть, нефтепродукты и контейнеры. Регулярное паромное сообщение связывает Белаван с малазийскими портами Пенанг и Лангкави, а также таиландским Пхукетом. Годовой грузооборот — 20 млн тонн.

Стратегическая цель

Палембанг — столица индонезийской провинции Южная Суматра — один из старейших городов Юго-Восточной Азии. Когда-то он был столицей Шривиджая, могущественного буддийского королевства, контролировавшего важные морские торговые пути, включая Малаккский пролив. Самые ранние свидетельства о городе относятся к VII веку н.э. В 1825 году, после упразднения султаната, Палембанг был включен в состав Голландской Ост-Индии; статус города получил в 1906 году. 

Смысловой перевод названия города по-прежнему вызывает споры — либо «место, где добывают золото и алмазы», либо «место, где течет вода» («постоянно затопляемое место»); второй вариант учитывает географические особенности Палембанга, окруженного болотами. 

В начале ХХ века в окрестностях города голландцы нашли и освоили крупное нефтяное месторождение Пангкалан Бентенг, а затем построили два крупнейших в Юго-Восточной Азии НПЗ — Plajoe и Sungai Gerong. Это привело к тому, что захват Палембанга стал одной из главных задач японской оккупации Голландской Ост-Индии. 13 февраля 1942 года японцы высадили в Палембанге воздушный десант, занявший нефтепромысел и один из НПЗ в целости и сохранности; второй завод был взорван голландцами при отступлении. В конце войны Палембанг, как и другие ост-индские промыслы и НПЗ, прицельно бомбила стратегическая и палубная авиация союзников, совершавшая для этого рекордные по дальности — до 6 тыс. км — перелеты (подробнее — в материале «Королевские против императорских»).

В 1949 году Палембанг, как и весь штат Южная Суматра, вошел в состав нового суверенного государства — Индонезии. В 2011 году Палембанг вместе с Джакартой принимал Игры Юго-Восточной Азии. В настоящее время город насчитывает 2 млн жителей.

Порт Палембанга был построен в 1821 году. Спустя столетие гавань изменила дислокацию и приобрела современные очертания. Порт расположен на берегу реки Муси в 100 км от морского побережья. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, СПГ, удобрения, уголь, каучук, лес, стройматериалы, продукты питания (кофе, пальмовое масло), контейнеры и генеральные грузы. Максимальная осадка принимаемых кораблей — 7,5 м, длина — до 180 м. Годовой грузооборот — 15 млн тонн (это крупнейший речной порт Индонезии), пассажиропоток — 500 тыс. человек, судопоток — 4 тыс. кораблей.

До и после цунами

Чилегон, расположенный на северо-западной оконечности острова Ява — крупный промышленный город, где находятся металлургический гигант Krakatau Steel, химкомбинат PT Asahimas Chemical и крупный нефтехимический кластер госкомпании Pertamina. В 1883 году Чилегон был полностью разрушен серией цунами, вызванной извержением вулкана Кракатау в Зондском проливе. Высота самых мощных волн тогда составила более 40 м; погибли 2700 человек, то есть, практически все жители города.

Гавань Чилегона имеет собственное название — Мерак — и является ключевым транспортным звеном, связывающим самые густонаселенные острова Индонезии — Яву и Суматру. Из Мерака организованы регулярные рейсы пассажирских и грузовых паромов в суматранский порт Бакаухени. Основные грузы Мерака — металлопрокат, химикаты, нефть и нефтепродукты. Годовой грузооборот — 15 млн тонн. 

Место встречи — Таракан

Таракан, остров и самый крупный город провинции Северный Калимантан, расположен на границе с малазийским штатом Сабах. Название города, по-русски звучащее комично, для индонезийцев вполне информативно — на языке тидунг tarak означает «место встречи», а ngakan — «есть, питаться». То есть, Таракан для моряков изначально был удобным местом для того, чтобы поесть, отдохнуть и продать свой товар.

Таракан был основан в 1571 году. Голландские геологи в 1863 году обнаружили здесь выход нефти на поверхность; спустя 40 лет нефтяная компания Koninklijke Nederlandsche Petroleum Maatschappij, предшественница Royal Dutch Shell, получила концессию на право нефтедобычи​​. Перед Второй Мировой войной Таракан обеспечивал треть всей добычи нефти в Голландской Ост-Индии; здесь был построен крупный НПЗ с четырьмя нефтеналивными причалами. Тараканская нефть легкая, высокосернистая, маловязкая, с очень низкой температурой застывания. 

В январе 1942 года японские войска оккупировали Таракан; в дальнейшем тараканская нефть использовалась, в основном, для производства дизельного топлива, остро необходимого японской армии и флоту. Кроме того, Таракан стал японской стратегической авиабазой. Это продолжалось до августа 1944 года, когда массированные бомбардировки союзников, а также активность местных партизан привели нефтепромыслы, НПЗ и аэродром в полную негодность (подробнее – в материале «Кровь, пот, слезы и деньги»). Союзные войска в лице 26-й австралийской пехотной бригады освободили Таракан в июне 1945 года.

В 1981 году Таракан получил статус города. В настоящее время в городе проживают 300 тыс.  жителей. 

Гавань Таракана специализируется на перевалке рыбы, морепродуктов, лесоматериалов, нефти, нефтепродуктов и генеральных грузов. Максимальная осадка обслуживаемых судов — 7,5 м, длина — 185 м. Порт Таракана связан регулярными паромными маршрутами с Нунуканом, Берау, Баликпапаном и Тавау (Малайзия). Годовой грузооборот — 10 млн тонн, судопоток — 2,5 тыс. кораблей. 

Григорий Волчек