Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Филиппины

…Нас к себе Манила

В глубокой древности Манила, столица Филиппин, называлась Тондо и была столицей одноименной империи. В XIII веке город был захвачен индуистской империей Маджапахит и переименован в Селуронг. В конце XV века султанат Брунея, ставший мусульманским государством, вторгся в этот район и основал раджанат Майнила. Через 80 лет, в 1571 году, знаменитый испанский конкистадор Мигель Лопес де Легаспи, которого можно назвать «отцом-основателем» Филиппин (это название дано в честь короля Испании Филиппа II), объявил Манилу столицей испанской Ост-Индии, включавшей Филиппинские, Молуккские, Каролинские и Марианские острова, архипелаг Палау, Тайвань (Формозу) и Сулавеси. Всю эту огромную территорию и еще большую акваторию испанская империя контролировала в течение следующих трех столетий.

Мигель Лопес де Легаспи

При испанцах Манила стала главным опорным пунктом христианизации Юго-Восточной Азии; сюда прибывали миссионеры, представлявшие различные католические ордены — августинцы, францисканцы, доминиканцы, бенедиктинцы, кармелиты, иезуиты и другие. Помимо духовной, испанцы установили еще и коммерческую монополию, оттеснив из этой сферы вездесущих китайцев. 

В ходе Семилетней войны англичане захватили Манилу и удерживали город в течение двух лет (1762-1764). 

Во время испано-американской войны, в августе 1898 года, после решающей морской битвы при Кавите, американцы разбили испанский флот и заняли Манилу. По итогам войны Испания в соответствии с Парижским мирным договором продала Штатам  за 20 млн долларов Филиппины, а также Кубу, Гуам и Пуэрто-Рико. Филиппинские острова стали зависимой территорией США с собственным правительством, имевшим ограниченные полномочия (Содружество Филиппин). В 1935 году квази-государство получило дополнительную автономию в рамках общей юрисдикции США. 

В период Второй Мировой войны Манилу захватили японские войска, после чего было сформировано прояпонское коллаборационистское правительство, резиденцией которого стала Манила. В ноябре 1944 — феврале 1945 года японцы под предлогом борьбы с местными партизанами и подпольщиками устроили в городе жестокую резню, убив около 100 тыс. мирных жителей.

После войны, в 1946 году, Филиппины окончательно получили независимость; Манила стала официальной столицей Республики Филиппин.

В настоящее время в Большой Маниле, представляющей собой мегаполис из 17 сросшихся городов, живет 15 млн человек. Центральная часть Манилы – одна из самых густонаселенных территорий мира; плотность населения здесь доходит до 70 тыс. человек на 1 кв. км.

Порт Манилы, крупнейший в стране, занимает эстуарий реки Пасиг и берег Манильского залива и состоит из трех портовых районов – Северной гавани (Тондо), Южной гавани и Manila International Container Terminal. Порт включает 34 причала, обеспечивающих годовой грузооборот 80 млн тонн и судопоток 21 тыс. кораблей. Через пассажирские терминалы Eva Macapagal Super Terminal и North Port проходят 75 млн пассажиров в год.

Жирное место

До прихода испанцев Себу, расположенный на восточном берегу одноименного острова, был рыбацкой деревней, название которой происходит от филиппинского слова sebu – «жир». Город был основан Лопесом де Легаспи в 1565 году на месте, где за 44 года до этого высадился Магеллан. Кстати, великий путешественник погиб (в неравном бою с туземцами) на соседнем острове — Мактане. В течение нескольких лет, предшествовавших основанию Манилы, Себу был главным европейским поселением на Филиппинах. 

Себу развивался, в основном, как крупный порт. В настоящее время в городе проживает 2 млн человек. 

Гавань Себу разделена по «аэропортовскому» типу на внутренний и международный сектора. Здесь находятся 33 балкерных, контейнерных и бункеровочных причала, а также 3 пассажирских терминала и 2 причала для паромов, соединяющих Себу и Мактан. Основные грузы — цемент, железная руда, хромиты, сельхозпродукты (кокосовое масло, копра, сахар, табак, конопля, рис), соль, уголь, нефтепродукты, генеральные грузы. Годовой грузооборот гавани — 40 млн тонн, пассажиропоток — 20 млн человек, судопоток — 112 тыс. кораблей.

Ушла с базы

Залив Субик, расположенный на острове Лусон в 100 км к северо-западу от Манилы, открыл в 1571 году испанский конкистадор Хуан де Сальседо, внук Лопеса де Легаспи. 

В 1885 году на берегу залива, в городке Олонгапо, началось строительство военного порта и судоверфи. После победы США в испано-американской войне 1898 года Субик-Бэй становится американской военной базой, одной из крупнейших на Тихом океане. 

В декабре 1941 года, после вступления США во Вторую Мировую войну, японцы захватили Субик-Бэй; при эвакуации американцы уничтожили оборудование гавани и затопили часть находившихся там кораблей. Спустя 4 года американская 38-я пехотная дивизия освободила Субик-Бэй. 

В 1947 году США и Филиппины подписали договор о размещении в молодой республике американских военных баз, включая Субик-Бэй. После этого на базе началась огромная стройка — в частности, была срыта половина горы высотой 1200 м, построен гигантский подземный склад боеприпасов, проложена взлетно-посадочная полоса, для чего снесен городок Баникайн, а его жители переселены в Олонгапо. 

Пик активности Субик-Бэя пришелся на период войны во Вьетнаме — военно-морская база стала передовым пунктом ремонта и пополнения запасов 7-го флота США. Рекордный годовой судопоток — 2600 военных кораблей — был достигнут в 1968 году. База в тот период располагалась на площади 244 кв. км, здесь служили и работали 20 тыс. человек, годовой грузооборот составлял 0,6 млн тонн продовольствия и боеприпасов и 25 млн баррелей судового мазута и авиационного керосина (авиатопливо перекачивалось на соседнюю авиабазу Кларк-Филд по трубопроводу протяженностью 66  км), на складах снабжения постоянно хранилось более 200 тыс. наименований различных материалов и оборудования. На судоверфи ремонтировались суда всех типов — от малых десантных и патрульных катеров до эсминцев, крейсеров и даже авианосцев типа  Forrestal.  

В 1975 году, после завершения Вьетнамской войны и массовой эвакуации из Сайгона, на базе был создан крупный медицинский центр, в котором проходили лечение беженцы из Южного Вьетнама. 

15 июня 1991 года произошло извержение вулкана Пинатубо, расположенного в 30  км от Субик-Бэя; базу засыпал слой пепла толщиной 35 см. В результате катастрофы погибло более 60 человек; весь персонал базы с семьями (более 20 тыс. человек) военными кораблями и транспортными самолетами был эвакуирован на авиабазу Андерсен на острове Гуам. Большая часть личного состава вернулась в Субик-Бэй через 3 месяца и восстановила деятельность базы; при этом авиабаза Кларк-Филд, расположенная у самого подножия Пинатубо, была закрыта. Впрочем, и восстановленный Субик-Бэй проработал всего год – в ноябре 1992 года по требованию филиппинских властей база прекратила свою деятельность.  

Спустя 20 лет, в 2012 году, правительство Филиппин предложило американцам восстановить военные базы Субик-Бэй и Кларк-Филд. Спустя два года было подписано соответствующее межправительственное соглашение, которое до сих пор опротестовывается и блокируется в судебном порядке рядом общественных организаций Филиппин.

После ухода американского военного флота Субик-Бэй используется как торговый порт. Гавань состоит из четырех районов – Олонгапо, Замбалес, Батаан и Моронг; портовое хозяйство включает 25 причалов глубиной 13,5 м, включая крупные терминалы для сухих грузов, нефтепродуктов, Ro-Ro, рыбы, зерна (Leyte Wharf), удобрений (Boton Wharf) и генеральных и контейнерных грузов (Sattler Pier). Нефтяной причал глубиной 11 м может принимать танкеры длиной до 215 м и дедвейтом до 50 тыс. тонн. Годовой грузооборот порта – 5 млн тонн.

«Латинский город»

Замбоанга — город на острове Минданао — в глубокой древности носил название Хамбанган («город цветов»). В XV веке этот регион подвергся исламизации и вошел в состав султаната Сулу. Испанцы, появившиеся здесь в 1596 году, вынуждены были бороться с моро («маврами») — местными мусульманами. В 1635 году в самой южной части острова была заложена крепость Сан-Хосе — историческое ядро Замбоанги, которая вскоре стала главной военно-морской базой испанцев на юге Филиппин. 

Американцы после победы над испанцами в 1898 году учредили провинцию Моро с центром в Замбоанге. Коренным населением города исторически были этнические малайцы, переселившиеся с континента. Впоследствии они смешались с испанскими колонистами, и сегодня среди населения Замбоанги преобладают метисы. Соответственно, Замбоангу часто называют «латинским городом в Азии». В быту здесь распространен креольский диалект чабакано (замбоангеньо), имеющий испанскую (кастильскую) лексику и местный синтаксис. В настоящее время в городе проживают 800 тыс. человек.

Гавань Замбоанги омывают сразу 4 водоема — море Сулу на западе, море Сулавеси и пролив Басилан — на юге, залив Моро — на востоке. В порту работают 19 причалов, обслуживающих в течение года 15 тыс. судов и 7 млн пассажиров, пользующихся, в основном, регулярными паромными линиями. Основные грузы — каучук, лес, копра и нефтепродукты (бункеровка). Годовой грузооборот — 15 млн тонн. В порту имеются судоремонтные и рыбоперерабатывающие мощности.

Давай, Давао!

Давао расположен наострове Минданао, на берегу одноименного залива. Это очень молодой по филиппинским меркам город — основан в 1848 году испанскими колонистами, получил статус города в 1937 году. Население Давао — 1,8 млн человек (третье место в стране после Манилы и Себу). 

Гавань Давао имеет 8 специализированных терминалов: Mati Davao Oriental Wharf (лес и генеральные грузы), Pacific International Terminal (фрукты: бананы), Legaspi Oil (кокосовое масло), Universal Robina (зерно: маис и рис), Davao Union Cement и Piso Point (стройматериалы, руда и другие насыпные грузы), Tefasco (стройматериалы, машины и оборудование) и Ana Pier (пассажирские паромы, круизные и каботажные суда, портофлот). Годовой судопоток — 25 тыс. кораблей, пассажиропоток — 2 млн человек, грузооборот — 15 млн тонн.

Тунцовая столица

Первые упоминания местности, где сегодня расположен город Генерал Сантос (остров Минданао), относятся к XV веку, когда из Аравии сюда прибыли исламские миссионеры. В 1914 году здесь появились первые христиане (илоки). В 1938 году губернатор провинции Южный Котабато генерал-майор Паулино Сантос инициировал организованное переселение в этот регион — округ Байан — жителей соседнего острова Лусон для развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. В 1948 году Байан получил статус города, а через 6 лет переименован в честь своего основателя. В настоящее время население города составляет 600 тыс. человек.

Гавань Генерал Сантос расположена на берегу залива Сарангани. Отсюда уходят регулярные паромные рейсы на близлежащие острова, а также в Индонезию. Основные грузы — сельхозпродукция (фрукты, соки, овощи, копра, цветы), рыба и нефтепродукты (бункеровка). Годовой судопоток — 1500 кораблей, пассажиропоток — 200 тыс. человек, грузооборот — 5 млн тонн. В портовом районе Makar Wharf (Fish Port) расположены 7 заводов по переработке тунца, в связи с чем Генерал Сантос имеет неофициальное название «тунцовой столицы» Филиппин. 

Сладкий регион

Батангас, расположенный на острове Лусон — административный центр одноименной провинции Батангас, крупнейшего в стране сахаропроизводящего региона. Батангас получил статус города в 1969 году; в настоящее время его население составляет 350 тыс. человек.

Гавань Батангаса — ключевой порт, связывающий паромным сообщением Лусон с другими островами Филиппин — Миндоро, Палаван, Минданао и рядом других. Основные грузы — Ro-Ro, контейнеры, генеральные грузы, нефтепродукты (бункеровка). Годовой судопоток — 33 тыс. кораблей, пассажиропоток — 8 млн человек (включая пассажиров круизных лайнеров), грузооборот — 5 млн тонн. 

От Буэнависты до Лусены

Первым европейцем, высадившимся на побережье острова Лусон в месте, где сейчас находится город Лусена, был в 1571 году знаменитый испанский капитан Хуан де Сальседо. Вскоре францисканские монахи основали здесь город, названный Буэнависта. Затем город трижды менял свое название — Орокьета, Котта и, наконец, с 1897 года — Лусена. В ходе испано-американской войны (1898 год) Лусена была местом кровопролитных боев; после окончания войны город стал административным центром провинции Тайябас (в настоящее время — Кесон). Сегодня в Лусене проживает 250 тыс. человек. 

Гавань Лусены, которая имеет собственное имя — Далахасиан — расположена на побережье бухты Тайябас, в междуречье Думакаа и Ийям. Специфика порта — обслуживание торговых и рыболовецких судов и регулярных паромных линий на соседние острова. 

Григорий Волчек